1
1 ноября 2018

«Если б могла – опять бы пошла шофёром»: белгородская дальнобойщица о работе женщин-водителей в СССР



Общий шофёрский стаж жительницы села Бехтеевка Лидии Найдёновой — 43 года, более 20 лет из которых она управляла автомобилями как водитель-профессионал. К работе она относится с женской аккуратностью и за все эти годы не допустила ни одной дорожной аварии.

Мечта сбылась

«Ничего в этом удивительного нет. Не я одна имела удостоверение профессионального автомобилиста, были в нашем районе женщины и трактористками, и водителями. Чуть раньше меня в колхозе на грузовике работала Надя Брюханова, правда, недолго», — с улыбкой произнесла Лидия Найдёнова.

Немного задумавшись, она продолжила:

«А обо мне что писать? Ничего сверхъестественного не совершила, просто выполняла обычную будничную работу. Почему пошла в шофёры? Даже сама не знаю, с самого детства мне нравились три профессии — официант, продавец и автомобилист. Отчего такой выбор, затрудняюсь сказать, родители были колхозниками, пошло это явно не от них».

Когда Лида Найдёнова устроилась продавцом на автолавку в райсоюз (в этой организации в то время была сосредоточена вся торговля района), её детская мечта сбылась. Автомагазины по определённым графикам ежедневно выезжали по сёлам, на фермы, в тракторные бригады, во время посевных и уборочных кампаний — в поле. Продавали товары первой необходимости, принимали от колхозников заказы. Дороги были по большей части грунтовые, да и те редко грейдировались и приводились в порядок, автолавки в основном колесили по просёлочным трактам.

«Бывало, смотрю, как водитель управляет машиной, и усидеть не могу — так хотелось порулить. Попросить не решалась: боялась, засмеют. Я тогда ни разу не встречала в нашем районе женщину за баранкой, из‑за этого и прогоняла от себя мысли о том, чтобы стать шофёром. Хотя слышала, что женщины водят троллейбусы, трамваи, управляют другими серьёзными машинами. Но однажды желание переломило мою скромность, и я пошла на курсы шофёров, которые действовали при Корочанском автотранспортном предприятии. Шесть месяцев училась, старалась, зубрила устройство машин и правила дорожного движения. Во‑первых, мне это было интересно, а другое — знала, что в дороге всякое случается, в том числе и поломки, и приходится надеяться только на себя», — продолжила собеседница.

Самостоятельный рейс

После получения водительского удостоверения вернулась Найдёнова на торговую базу, где её уже ждал не первой свежести автомобиль ГАЗ‑51. Первое, что сделала новая хозяйка транспортного средства, навела в кабине и под капотом порядок. Завгар Михаил Курганский похвалил за аккуратность и потом всячески помогал и поддерживал. Очень благодарна корочанка своим наставникам Виктору Карайченцеву и Николаю Соловьёву, которые, по её словам, помогли ей стать шофёром. В любое время с ними можно было посоветоваться, получить от них помощь, да и часто подсказывали, как вести себя на дороге.

«Права получила 9 января, а 10-го уже выехала в самостоятельный рейс. Мужчины всегда с уважением относились, старались помочь, подсказать. И не только ребята, с которыми работала. Вспоминаю свой первый рейс в Москву в 1978 году. Тогда я была прикомандирована к пищекомбинату райпо. Поехали мы в столицу за грузом с Еленой Сапрыкиной, работавшей завскладом. Женщина была добрая, тактичная, культурная», — поделилась воспоминаниями корочанка.

Комплектующие для пробок должны были получить на Рязанском проспекте:

«Приехали в город, а куда дальше ехать — не знаем. Увидели пост ГАИ, остановились. Подходит милиционер и спрашивает: „Девчатки, откуда це вы будэтэ? Я сам харькивский, а вы, дивлюсь, белгородские, и куда вас нэсэ?“. Мы ему сказали, куда путь держим, и попросили объяснить, как доехать. А он позвал своего напарника и дал команду сопроводить нас до самого места. Так мы вслед за машиной с мигалками и добрались к месту погрузки. А вообще, в жизни мне везёт с хорошими людьми. Ой, да и случаев интересных в поездках было много», — смеётся Лидия Найдёнова.

Странный попутчик

Поколесить по городам и дорогам пришлось много. На потрёпанном «газончике» ездила в Тулу, Воронеж, другие пункты центральных регионов. Расстояний Лидия Найдёнова не боялась, выгодные маршруты не выбирала.

«Надо значит надо. В той первой командировке в Москву Елена Михайловна после погрузки сказала: „Лидия Петровна, могли бы мы ещё съездить в Калининскую область?“. Она всегда меня звала только по имени-отчеству, эта её тактичность меня очень смущала. Переночевали на стоянке, а шофёры-дальнобойщики, узнав, куда едем, предупредили, чтобы не останавливались по дороге, никого не подвозили, места глухие, и, бывает, на дорогу выходят беглые заключённые. Совет услышали и пропустили мимо ушей. Едем, разговариваем. Стоит на обочине мужчина с сумкой и голосует. Вроде прилично одетый. Останавливаюсь, он просит подвезти, я отправила его в кузов», — продолжила корочанка.

Дело было по осени, погода прохладная. Показалась встречная машина «Волга». Попутчик затарабанил по крыше кабины и бросил свою сумку прямо перед легковушкой.

«Выпрыгнул из кузова и, на ходу поблагодарив, побежал за своими вещами. Поехали дальше, и в зеркало замечаю, что за нами гонится та «Волга» и моргает фарами. Я прибавила скорости, но легковушка обогнала и остановилась перед нашей машиной. Выходит из неё наш попутчик и направляется к нам. „Вот и приехали, подвезли на свою голову“, — произнесла Елена Михайловна. Закрылись мы в кабине, сидим и ждём исхода, приготовились к худшему, перепугались до смерти. Подходит мужчина и говорит: „Не бойтесь, девчата, я второй секретарь райкома партии. И вы — мои спасительницы, не дали замёрзнуть“»,— вспомнила Найдёнова.

Как потом оказалось, райкомовские работники приезжали по грибы на двух машинах. А когда уезжали, в одной машине подумали, что секретарь поехал в другой машине, и в той подумали аналогично. Получилось, его оставили в лесу, до города — километров 40 было, водители попуток осторожничали и не останавливались.

«Он нам оставил свои рабочий и домашний номера телефонов, и нас сопроводили тогда через город», — рассказала корочанка.

Шофёрские приколы

Автомобилисты — народ с юмором и часто прикалываются над молодыми коллегами, таким образом принимая их в своё большое и дружное сообщество. Известно, что помощь и взаимовыручка в водительской среде являются неотъемлемым атрибутом сплочённости и коллективизма. И всё же шутки ради иногда проверяли профессиональные навыки неопытных. Бывало, пошлют начинающего коллегу с ведром в склад за трансмиссией или компрессией, а могли ещё какую‑нибудь безобидную каверзу придумать.

«Летом поехали на универсальную базу, оставила машину и пошла помочь экспедитору. Возвращаюсь и вижу, что водители собрались кучкой и как‑то странно искоса посматривают в мою сторону. Сразу возникло подозрение: что‑то не так. Обошла машину — вроде бы всё нормально. Зашла со стороны трамблёра, а они поменяли местами центральный и рабочий провода. Думаю, нет, не проведёте, я училась хорошо. Не получилась у них со мной шутка. Обычно после таких проверок появлялось другое, дружеское отношение коллег», — рассуждает Лидия Найдёнова.

Были ещё случаи.

«По УТЭПу (узловое транспортно-экспедиционное предприятие. — Прим. ред.) возила в город Боровичи Новгородской области груз, сопровождала его Валентина Воронова. Туда вроде доехали нормально, сдали товар. Едем оттуда: ноябрь, сильная метель, страшный холод, и в районе Вышнего Волочка грузовик начало трясти. Остановилась на общей стоянке, посмотрела, а коробка передач держится на одной шпильке, остальные, наверное, выкрутились и потерялись от вибрации, дороги тогда были неважные, колдобины да выбоины. Спросила у отдыхавших здесь шофёров, они нашли нужные болты в своих запасниках. Выручили. Я к тому, что много раз приходилось в дороге самой ремонтировать, но часто водители всегда приходят на выручку», — продолжила собеседница.

Сейчас работать — удовольствие

«Техника стала мощнее, и для водителя все удобства. Условия работы несколько улучшились, и автономные обогреватели, и рулевое управление легче, и навигация, и связь. Сейчас, наверное, и инструменты шофёры не возят. А тогда в любой машине все бардачки, загашники были заполнены запчастями, инструментами и другой ремонтной всячиной. А ещё самым необходимым и надёжным помощником шофёра, без которого не выезжали из гаража, была рукоятка, в водительской среде её именовали «кривой стартер». И дороги теперь в большинстве хорошие. Завидую коллегам, которые управляют современной техникой», — поделилась Лидия Найдёнова.

Поменяла коллектив

Так сложилась судьба нашей героини, что пришлось ей поменять коллектив. Причины и обстоятельства на то были. Решение далось нелегко.

«Наши автолавки регулярно выезжали в колхозы. Так, в Ломово случайно состоялся разговор с директором Корочанского автотранспортного предприятия Николаем Коробкиным. Он спросил, как дела, а я пожаловалась на неважные жилищные условия. „Переходи в АТП, я тебе дам новый Robur и сразу поставлю в очередь на квартиру, мы заложили многоквартирный дом“, — предложил он. И я согласилась».

Корочанке было страшно переходить в другой коллектив, хотя водителей и специалистов она знала почти всех. Но знать — одно, а влиться в новый коллектив — совсем другое.

«Николай Акимович слово сдержал, и я получила новый автофургон с термобудкой. Приезжаю на УТЭП, заняла очередь, в которой одни мужики. Заходит начальник этой организации и говорит: „Что же вы, мужики, не можете одной женщине очередь уступить? Где твой водитель? Зови!“. „Я и есть водитель“, — отвечаю. Все удивились, а он дал команду быстро оформить мне все документы и загрузить. Груз дали до Рыбинска. В Переяславле-Залесском в три часа ночи останавливает нас ГАИ для регистрации. Сопровождающий повёл гаишника показывать груз, а я пошла на пост отмечаться. Август был. Капитан записал необходимые данные в журнал, а тут пришёл милиционер, который нас остановил, и говорит: „Она клиента везёт с яблоками“. Старший поста молча встал из‑за стола, надел фуражку и, отдав честь, сказал: „Женщина за рулём в такую даль! Ей уже за это мужество везде должен быть «зелёный свет»“. О таких случаях рассказывать можно бесконечно», — продолжила Лидия.

Опять пошла бы шофёром

«Если бы можно было опять вернуть то время, я бы опять пошла работать шофёром. Мне очень нравилось в дороге размышлять, наблюдать восходы и закаты солнца. Бывало, едешь в командировку, травка только пробивается, а возвращаешься — тебя встречает уже густой зелёный ковёр. Наверное, просто надо любить свою работу», — подытожила Лидия Найдёнова.

Фото: Источник: korocha31.ru

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Дмитрий Карпов
    Физ. лицо

    Какая то очередная сказка. По обещаниям все красиво. 6л на сотку, было бы не плохо. Но как они все свои предыдущие обещания и планы воплотили в жизнь, становится смешно и немного грустно. Беда в последнее время у УАЗа.https://www.youtube.com/watch?v=8cQpYdTR32Q

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Юрец Орехов
    ООО Стандарт

    Для поднятия настроения.

    Тест: Узнай, какой ты дальнобойщик
    0
    Роман Краснов
    Физ. лицо

    Недоделку одну выпустили, давай её усовершенствовать. Молодцы блин. У кого то действительно были положительные взгляды на машину. Но вы умудрились все про… ать. Молодцы, продолжайте в том же духе. А потом ноете, как заводы разваливаются.А дерьма выпускать не надо. www.youtube.com/watch?v=OJkV5jagRHM&t=390s

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Максим Худов
    ИП Худов

    Очень и очень проблемный автомобиль, доработок ещё тонна требуется, от замены стоковой резины, до установки ГБО, а толку с этого, машина и так 900 тысяч, доработок на 200, работать она серьёзно не способна, хорошо если хоть в минус уходить не будет, а то в плюс то уже чудо для Профи. www.youtube.com/watch?v=Wt9LBV1gPzI

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Sasha M
    ЗАО R

    Продукция Президент дорогая. Есть аналоги дешевле и по работе аналогичны. Не вижу смысла переплачивать.

    Как выбрать надежную и недорогую рацию и антенну к ней
    0
Прямой эфир