1
1 ноября 2018

«Если б могла – опять бы пошла шофёром»: белгородская дальнобойщица о работе женщин-водителей в СССР



Общий шофёрский стаж жительницы села Бехтеевка Лидии Найдёновой — 43 года, более 20 лет из которых она управляла автомобилями как водитель-профессионал. К работе она относится с женской аккуратностью и за все эти годы не допустила ни одной дорожной аварии.

Мечта сбылась

«Ничего в этом удивительного нет. Не я одна имела удостоверение профессионального автомобилиста, были в нашем районе женщины и трактористками, и водителями. Чуть раньше меня в колхозе на грузовике работала Надя Брюханова, правда, недолго», — с улыбкой произнесла Лидия Найдёнова.

Немного задумавшись, она продолжила:

«А обо мне что писать? Ничего сверхъестественного не совершила, просто выполняла обычную будничную работу. Почему пошла в шофёры? Даже сама не знаю, с самого детства мне нравились три профессии — официант, продавец и автомобилист. Отчего такой выбор, затрудняюсь сказать, родители были колхозниками, пошло это явно не от них».

Когда Лида Найдёнова устроилась продавцом на автолавку в райсоюз (в этой организации в то время была сосредоточена вся торговля района), её детская мечта сбылась. Автомагазины по определённым графикам ежедневно выезжали по сёлам, на фермы, в тракторные бригады, во время посевных и уборочных кампаний — в поле. Продавали товары первой необходимости, принимали от колхозников заказы. Дороги были по большей части грунтовые, да и те редко грейдировались и приводились в порядок, автолавки в основном колесили по просёлочным трактам.

«Бывало, смотрю, как водитель управляет машиной, и усидеть не могу — так хотелось порулить. Попросить не решалась: боялась, засмеют. Я тогда ни разу не встречала в нашем районе женщину за баранкой, из‑за этого и прогоняла от себя мысли о том, чтобы стать шофёром. Хотя слышала, что женщины водят троллейбусы, трамваи, управляют другими серьёзными машинами. Но однажды желание переломило мою скромность, и я пошла на курсы шофёров, которые действовали при Корочанском автотранспортном предприятии. Шесть месяцев училась, старалась, зубрила устройство машин и правила дорожного движения. Во‑первых, мне это было интересно, а другое — знала, что в дороге всякое случается, в том числе и поломки, и приходится надеяться только на себя», — продолжила собеседница.

Самостоятельный рейс

После получения водительского удостоверения вернулась Найдёнова на торговую базу, где её уже ждал не первой свежести автомобиль ГАЗ‑51. Первое, что сделала новая хозяйка транспортного средства, навела в кабине и под капотом порядок. Завгар Михаил Курганский похвалил за аккуратность и потом всячески помогал и поддерживал. Очень благодарна корочанка своим наставникам Виктору Карайченцеву и Николаю Соловьёву, которые, по её словам, помогли ей стать шофёром. В любое время с ними можно было посоветоваться, получить от них помощь, да и часто подсказывали, как вести себя на дороге.

«Права получила 9 января, а 10-го уже выехала в самостоятельный рейс. Мужчины всегда с уважением относились, старались помочь, подсказать. И не только ребята, с которыми работала. Вспоминаю свой первый рейс в Москву в 1978 году. Тогда я была прикомандирована к пищекомбинату райпо. Поехали мы в столицу за грузом с Еленой Сапрыкиной, работавшей завскладом. Женщина была добрая, тактичная, культурная», — поделилась воспоминаниями корочанка.

Комплектующие для пробок должны были получить на Рязанском проспекте:

«Приехали в город, а куда дальше ехать — не знаем. Увидели пост ГАИ, остановились. Подходит милиционер и спрашивает: „Девчатки, откуда це вы будэтэ? Я сам харькивский, а вы, дивлюсь, белгородские, и куда вас нэсэ?“. Мы ему сказали, куда путь держим, и попросили объяснить, как доехать. А он позвал своего напарника и дал команду сопроводить нас до самого места. Так мы вслед за машиной с мигалками и добрались к месту погрузки. А вообще, в жизни мне везёт с хорошими людьми. Ой, да и случаев интересных в поездках было много», — смеётся Лидия Найдёнова.

Странный попутчик

Поколесить по городам и дорогам пришлось много. На потрёпанном «газончике» ездила в Тулу, Воронеж, другие пункты центральных регионов. Расстояний Лидия Найдёнова не боялась, выгодные маршруты не выбирала.

«Надо значит надо. В той первой командировке в Москву Елена Михайловна после погрузки сказала: „Лидия Петровна, могли бы мы ещё съездить в Калининскую область?“. Она всегда меня звала только по имени-отчеству, эта её тактичность меня очень смущала. Переночевали на стоянке, а шофёры-дальнобойщики, узнав, куда едем, предупредили, чтобы не останавливались по дороге, никого не подвозили, места глухие, и, бывает, на дорогу выходят беглые заключённые. Совет услышали и пропустили мимо ушей. Едем, разговариваем. Стоит на обочине мужчина с сумкой и голосует. Вроде прилично одетый. Останавливаюсь, он просит подвезти, я отправила его в кузов», — продолжила корочанка.

Дело было по осени, погода прохладная. Показалась встречная машина «Волга». Попутчик затарабанил по крыше кабины и бросил свою сумку прямо перед легковушкой.

«Выпрыгнул из кузова и, на ходу поблагодарив, побежал за своими вещами. Поехали дальше, и в зеркало замечаю, что за нами гонится та «Волга» и моргает фарами. Я прибавила скорости, но легковушка обогнала и остановилась перед нашей машиной. Выходит из неё наш попутчик и направляется к нам. „Вот и приехали, подвезли на свою голову“, — произнесла Елена Михайловна. Закрылись мы в кабине, сидим и ждём исхода, приготовились к худшему, перепугались до смерти. Подходит мужчина и говорит: „Не бойтесь, девчата, я второй секретарь райкома партии. И вы — мои спасительницы, не дали замёрзнуть“»,— вспомнила Найдёнова.

Как потом оказалось, райкомовские работники приезжали по грибы на двух машинах. А когда уезжали, в одной машине подумали, что секретарь поехал в другой машине, и в той подумали аналогично. Получилось, его оставили в лесу, до города — километров 40 было, водители попуток осторожничали и не останавливались.

«Он нам оставил свои рабочий и домашний номера телефонов, и нас сопроводили тогда через город», — рассказала корочанка.

Шофёрские приколы

Автомобилисты — народ с юмором и часто прикалываются над молодыми коллегами, таким образом принимая их в своё большое и дружное сообщество. Известно, что помощь и взаимовыручка в водительской среде являются неотъемлемым атрибутом сплочённости и коллективизма. И всё же шутки ради иногда проверяли профессиональные навыки неопытных. Бывало, пошлют начинающего коллегу с ведром в склад за трансмиссией или компрессией, а могли ещё какую‑нибудь безобидную каверзу придумать.

«Летом поехали на универсальную базу, оставила машину и пошла помочь экспедитору. Возвращаюсь и вижу, что водители собрались кучкой и как‑то странно искоса посматривают в мою сторону. Сразу возникло подозрение: что‑то не так. Обошла машину — вроде бы всё нормально. Зашла со стороны трамблёра, а они поменяли местами центральный и рабочий провода. Думаю, нет, не проведёте, я училась хорошо. Не получилась у них со мной шутка. Обычно после таких проверок появлялось другое, дружеское отношение коллег», — рассуждает Лидия Найдёнова.

Были ещё случаи.

«По УТЭПу (узловое транспортно-экспедиционное предприятие. — Прим. ред.) возила в город Боровичи Новгородской области груз, сопровождала его Валентина Воронова. Туда вроде доехали нормально, сдали товар. Едем оттуда: ноябрь, сильная метель, страшный холод, и в районе Вышнего Волочка грузовик начало трясти. Остановилась на общей стоянке, посмотрела, а коробка передач держится на одной шпильке, остальные, наверное, выкрутились и потерялись от вибрации, дороги тогда были неважные, колдобины да выбоины. Спросила у отдыхавших здесь шофёров, они нашли нужные болты в своих запасниках. Выручили. Я к тому, что много раз приходилось в дороге самой ремонтировать, но часто водители всегда приходят на выручку», — продолжила собеседница.

Сейчас работать — удовольствие

«Техника стала мощнее, и для водителя все удобства. Условия работы несколько улучшились, и автономные обогреватели, и рулевое управление легче, и навигация, и связь. Сейчас, наверное, и инструменты шофёры не возят. А тогда в любой машине все бардачки, загашники были заполнены запчастями, инструментами и другой ремонтной всячиной. А ещё самым необходимым и надёжным помощником шофёра, без которого не выезжали из гаража, была рукоятка, в водительской среде её именовали «кривой стартер». И дороги теперь в большинстве хорошие. Завидую коллегам, которые управляют современной техникой», — поделилась Лидия Найдёнова.

Поменяла коллектив

Так сложилась судьба нашей героини, что пришлось ей поменять коллектив. Причины и обстоятельства на то были. Решение далось нелегко.

«Наши автолавки регулярно выезжали в колхозы. Так, в Ломово случайно состоялся разговор с директором Корочанского автотранспортного предприятия Николаем Коробкиным. Он спросил, как дела, а я пожаловалась на неважные жилищные условия. „Переходи в АТП, я тебе дам новый Robur и сразу поставлю в очередь на квартиру, мы заложили многоквартирный дом“, — предложил он. И я согласилась».

Корочанке было страшно переходить в другой коллектив, хотя водителей и специалистов она знала почти всех. Но знать — одно, а влиться в новый коллектив — совсем другое.

«Николай Акимович слово сдержал, и я получила новый автофургон с термобудкой. Приезжаю на УТЭП, заняла очередь, в которой одни мужики. Заходит начальник этой организации и говорит: „Что же вы, мужики, не можете одной женщине очередь уступить? Где твой водитель? Зови!“. „Я и есть водитель“, — отвечаю. Все удивились, а он дал команду быстро оформить мне все документы и загрузить. Груз дали до Рыбинска. В Переяславле-Залесском в три часа ночи останавливает нас ГАИ для регистрации. Сопровождающий повёл гаишника показывать груз, а я пошла на пост отмечаться. Август был. Капитан записал необходимые данные в журнал, а тут пришёл милиционер, который нас остановил, и говорит: „Она клиента везёт с яблоками“. Старший поста молча встал из‑за стола, надел фуражку и, отдав честь, сказал: „Женщина за рулём в такую даль! Ей уже за это мужество везде должен быть «зелёный свет»“. О таких случаях рассказывать можно бесконечно», — продолжила Лидия.

Опять пошла бы шофёром

«Если бы можно было опять вернуть то время, я бы опять пошла работать шофёром. Мне очень нравилось в дороге размышлять, наблюдать восходы и закаты солнца. Бывало, едешь в командировку, травка только пробивается, а возвращаешься — тебя встречает уже густой зелёный ковёр. Наверное, просто надо любить свою работу», — подытожила Лидия Найдёнова.

Фото: Источник: korocha31.ru

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Антон Титов
    Физ. лицо

    Мне кажется что профи для грузоперевозок совершенно не подходит и не важно будет он гибридным или нет у него и так косяков достаточно www.youtube.com/watch?v=awM8pEYfYFo&t=364s

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Василий Веревкин
    ООО Василий

    цитата: когда люди в погоне за деньгами начинают заниматься не своим делом.

    От развода до алкоголизма: как меняется характер человека после работы дальнобойщиком
    0
    Кристина Лизунова
    Физ. лицо

    Это вам повезло, значит. Я после обучения почти 4 месяца искала работу, уже и не питала надежд устроиться в хорошее место. 2 месяца потратила на стажировку. Самое обидное то, что это оказалось совершенно бесполезным. Меня просто держали, как рабочую силу. Но я нашла в этом положительную сторону — бесценный опыт. И я смогла все же реализовать себя, как логист, в фирме, где работаю с мая 2017 года и до сих пор. Нашлась на Авито вакансия. Я отправила резюме и все на этом. Ненавижу самостоятельно звонить работодателям. Через 5 дней мне перезвонили и позвали на собеседование. Условия сразу понравились, предложили обучение (по желанию).

    Кто такой логист и чем он занимается?
    0
    Евгения Саркилова
    Физ. лицо

    На самом деле загрузка тут приличная, просто вы, видимо, ещё не познали всей полноты специализации) Но оно и к лучшему, так будет легче адаптироваться. Я после окончания вуза не могла найти работу около полугода, хотя на высокие должности и зп даже не претендовала. Хорошие крупные компании не хотели связываться с человеком без опыта, но вот помощником менеджера по логистике меня все же приняли) Отработала 1,5 года, познала все сложности профессии (как мне казалось) и решила, что могу работать полноценно. Ещё и на авито приглянулась вакансия менеджера по логистике в международную транспортную компанию. Рискнула, пошла на стажировку, по итогам которой осталась там работать))

    Карьера в области логистики
    0
    Константин Липатов
    ООО деловые линии

    в этой машине ни с какой комплектацией комфортно не будет www.youtube.com/watch?v=TQw_ebm9lwQ

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
Прямой эфир
Последнее в рубрике «Новости грузоперевозок и логистики»
Все материалы