1
26 ноября 2018

Не хотят крутить баранку: в России растёт нехватка водителей-дальнобойщиков



Нехватка дальнобойщиков – серьёзная проблема, актуальная в западных странах. Сегодня с ней все чаще сталкиваются и российские перевозчики. Во многих регионах страны число открытых вакансий уже превосходит число водителей, готовых на них откликнуться .

Сегодня модно говорить про беспилотные грузовики, которые якобы скоро вытеснят обычные и уничтожат таким образом профессию водителя. В частности, консалтинговая группа КПМГ в России и СНГ прогнозирует внедрение автономного транспорта четвертого уровня (когда шофер совсем не должен следить за дорогой) уже в течение ближайших 3-10 лет на маршрутах со стабильно высоким грузопотоком. Однако надо понимать, что беспилотники, которые тестируют сегодня различные компании, — это совсем не то, что под этим словом понимается в идеале. Пока это просто высокоавтоматизированные транспортные средства со всеми элементами обычной машины: рулем, коробкой передач и т.д.

В настоящих беспилотниках не предусмотрено даже место для водителя, поэтому первая задача — разработка надежных беспилотных моделей и их серийное производство. Вторая — подготовка в достаточном количестве программистов, которые будут обслуживать такой автопарк. Третья — значительные инвестиции транспортных компаний в покупку беспилотных машин. И четвертая, без выполнения которой все предыдущие не имеют смысла, — это готовая цифровая дорожная инфраструктура.

По оценкам ассоциации «Цифровая эра транспорта», стоимость цифровизации 100 километров автодорог может достигать миллиарда рублей на первоначальном этапе. Учитывая все это, профессия дальнобойщика будет востребована на рынке еще долго.

При этом уже сейчас транспортно-логистическая отрасль испытывает острую нехватку профессиональных кадров.

По статистике, большая часть кандидатов на должность водителя категории «Е» старше 45 лет. Доля молодежи до 35 лет не превышает 20 процентов. Отмечу, что эта проблема актуальна не только для России, но и для Европы в целом. Профессия дальнобойщика стареет год от года, теряет романтический ореол.
По регионам России картина складывается разная. Если в Северо-Западном федеральном округе соотношение кандидатов и вакансий примерно равное, то в Москве, Приволжском и Центральном округах сложился «рынок соискателя». Привлечь кадры можно только более высокой зарплатой. В УрФО, Сибирском, Южном округах пока еще «рынок работодателя», но проблему «старения профессии» это не отменяет.

Чтобы стать дальнобойщиком, сегодня не нужно специального образования, достаточно пройти обучение в автошколе, сдать экзамен и получить водительские права категории Е, а также иметь опыт управления грузовым автомобилем не менее трех лет.
Стоимость курсов — от 12 до 24 тысяч рублей, для молодых соискателей весьма существенная сумма. Поэтому необходимо развивать специальные образовательные программы на государственном уровне. К примеру, бесплатное обучение в средних специальных учебных заведениях по специальности «водитель-профессионал». Безопасное и экономичное управление грузовиком, фурой с прицепом либо автопоездом имеет свои особенности. Кроме умения работать с техникой, дальнобойщик обязан знать основы законодательства, регулирующие грузоперевозки в России и на экспорт, правила перевозки грузов разного вида: продуктов питания, животных, опасных веществ и т.д. В дороге он несет ответственность не только за товар ценой несколько миллионов рублей, но и за машину, стоимость которой вместе с грузом достигает десятков миллионов.

Кадровый вопрос в грузоперевозках выходит далеко за рамки найма тех, кто просто умеет управлять машиной. Для усовершенствования подготовки водителей необходимо удешевить вход в профессию, ввести раздельное обучение профессионалов и любителей, разработать и принять профстандарт, предоставить возможность получения лицензии учебным комбинатам на базе крупных транспортных компаний. Некоторые из них уже несколько лет работают на упреждение кадровой проблемы: внедряют программы наставничества, используют интерактивные тренажеры. Наставник сопровождает новичка не только во время стажировки, но и на протяжении последующих трех месяцев, оценивает качество и безопасность вождения, обучает экономичному и эффективному управлению автомобилем.

В той же Европе садиться за руль грузовика запрещено без серьезного дополнительного обучения и соответствующей аттестации. В России пока не дали ход законопроекту Минтранса РФ о разделении водителей на любителей и профессионалов. Его принятие существенно повысило бы безопасность на дорогах.

А пока наблюдаем абсурдную ситуацию: бытовое понятие «профессиональный водитель» имеется, а законодательное — нет.
Также поможет привлечь свежие кадры в отрасль законодательное ужесточение ответственности оператора за нарушения режима труда и отдыха водителей, обеспечение безопасности на производстве, социальные гарантии (соцпакет, «белая» зарплата). Ведь не секрет, что до 70 процентов перевозок в России до сих пор осуществляются по «серым» схемам.

Фото: Источник: www.rg.ru

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Антон Титов
    Физ. лицо

    Мне кажется что профи для грузоперевозок совершенно не подходит и не важно будет он гибридным или нет у него и так косяков достаточно www.youtube.com/watch?v=awM8pEYfYFo&t=364s

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Василий Веревкин
    ООО Василий

    цитата: когда люди в погоне за деньгами начинают заниматься не своим делом.

    От развода до алкоголизма: как меняется характер человека после работы дальнобойщиком
    0
    Кристина Лизунова
    Физ. лицо

    Это вам повезло, значит. Я после обучения почти 4 месяца искала работу, уже и не питала надежд устроиться в хорошее место. 2 месяца потратила на стажировку. Самое обидное то, что это оказалось совершенно бесполезным. Меня просто держали, как рабочую силу. Но я нашла в этом положительную сторону — бесценный опыт. И я смогла все же реализовать себя, как логист, в фирме, где работаю с мая 2017 года и до сих пор. Нашлась на Авито вакансия. Я отправила резюме и все на этом. Ненавижу самостоятельно звонить работодателям. Через 5 дней мне перезвонили и позвали на собеседование. Условия сразу понравились, предложили обучение (по желанию).

    Кто такой логист и чем он занимается?
    0
    Евгения Саркилова
    Физ. лицо

    На самом деле загрузка тут приличная, просто вы, видимо, ещё не познали всей полноты специализации) Но оно и к лучшему, так будет легче адаптироваться. Я после окончания вуза не могла найти работу около полугода, хотя на высокие должности и зп даже не претендовала. Хорошие крупные компании не хотели связываться с человеком без опыта, но вот помощником менеджера по логистике меня все же приняли) Отработала 1,5 года, познала все сложности профессии (как мне казалось) и решила, что могу работать полноценно. Ещё и на авито приглянулась вакансия менеджера по логистике в международную транспортную компанию. Рискнула, пошла на стажировку, по итогам которой осталась там работать))

    Карьера в области логистики
    0
    Константин Липатов
    ООО деловые линии

    в этой машине ни с какой комплектацией комфортно не будет www.youtube.com/watch?v=TQw_ebm9lwQ

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
Прямой эфир
Последнее в рубрике «Новости грузоперевозок и логистики»
Все материалы