«На нас объявили охоту»: десятки разъяренных водителей фур собрались под Петрозаводском
Утром 5 декабря около трех десятков водителей большегрузов, которые перевозят камень из прионежских карьеров в Петрозаводск и Кондопогу, собрались рядом с заправкой «Экотек» на выезде из столицы Карелии. Водители камневозов не скрывали своих эмоций.
Они были возмущены тем, что ГИБДД уже месяц штрафует их, придираясь ко всему, что можно. Большинство из них приехало на личном транспорте, некоторые на пустых фурах, выстроившихся вдоль трассы. Опасаясь перекрытия дороги или других эксцессов, рядом дежурили несколько машин полиции. Сотрудники в форме разгуливали рядом, записывали объяснения водителей и фотографировали собравшихся. Фактически каждый рейс заканчивается общением с сотрудниками ГИБДД, которые успели аннулировать у многих разрешения на прицепы. При этом инспекторы не трогают проезжающие мимо лесовозы и другие большегрузы и целенаправленно выслеживают перевозчиков камня.
По словам водителей, помимо обоснованных претензий есть и вопиющие случаи — придирки к дополнительным фарам, которые водители фур ставят, чтобы не сбить на полутемных дорогах в Прионежье и в Петрозаводске случайного пешехода или выбежавшего на трассу лося.
Еще одна придирка — отсутствие бортов на прицепах. За это выписывают немаленькие штрафы, хотя конструкция многих прицепов не предусматривает наличие бортов. К тому же они не способны удержать многотонный камень, если он друг начнет смещаться с платформы, уверяет водитель.
Виктор Исаков, водитель камневоза:
— Трасса Санкт-Петербург — Мурманск. На ней надо каждого второго останавливать и снимать с учета! Там джипов ездит очень много с дополнительными фарами. Ведь мы же их ставим не для красоты, а опять же, чтобы хоть как-то освещать себе дорогу в темное время. А не для того, чтобы они пришли и сказали — вот у вас фары стоят неположенные. Это же для вашей же безопасности, чтобы мне человека, не дай бог, не задавить никакого! Почему именно мы?!
Едет машина с камнем, ее останавливают. А едет точно такая же, но с тентом, его никто не останавливает и не проверяет, а он везет точно такой же камень, только в тенте! И фар дополнительных у него по 15 штук налеплено, но у него не снимают с регистрации машину! Чем мы хуже других?!
— Возвращался домой из Петрозаводска. Прописан я в поселке Кварцитный. Машины там содержатся, — рассказал еще один водитель, пенсионер Александр Александров. — Прицеп гнал домой после ремонта в Петрозаводске, борты были дома оставлены. Спецрота ДПС из Петрозаводска в Деревянном посчитала, что моих объяснений мало, что я не груженый еду домой. Выписали вначале протокол — я сказал, что не согласен, а потом — и протокол. Предъявили статью — изменение транспортного средства! А вчера позвонили [из ГИБДД Карелии] с Ленинградской, сказали, что если нарушение не будет исправлено, прицеп будет снят с регистрационного учета.
Максим Голенищев, водитель камневоза:
— Трасса Санкт-Петербург — Мурманск. На ней надо каждого второго останавливать и снимать с учета! Там джипов ездит очень много с дополнительными фарами. Ведь мы же их ставим не для красоты, а опять же, чтобы хоть как-то освещать себе дорогу в темное время. А не для того, чтобы они пришли и сказали — вот у вас фары стоят неположенные. Это же для вашей же безопасности, чтобы мне человека, не дай бог, не задавить никакого! Почему именно мы?! Едет машина с камнем, ее останавливают. А едет точно такая же, но с тентом, его никто не останавливает и не проверяет, а он везет точно такой же камень, только в тенте! И фар дополнительных у него по 15 штук налеплено, но у него не снимают с регистрации машину! Чем мы хуже других?!
— Возвращался домой из Петрозаводска. Прописан я в поселке Кварцитный. Машины там содержатся, — рассказал еще один водитель, пенсионер Александр Александров. — Прицеп гнал домой после ремонта в Петрозаводске, борты были дома оставлены. Спецрота ДПС из Петрозаводска в Деревянном посчитала, что моих объяснений мало, что я не груженый еду домой. Выписали вначале протокол — я сказал, что не согласен, а потом — и протокол. Предъявили статью — изменение транспортного средства! А вчера позвонили [из ГИБДД Карелии] с Ленинградской, сказали, что если нарушение не будет исправлено, прицеп будет снят с регистрационного учета.
Максим Голенищев, водитель камневоза:
— Я когда выезжаю на работу, я читаю бабушкины заговоры для того, чтобы меня ДПС не оштрафовала. Последние 5−6 лет они нас особо не трогали. Работали прионежские гаишники, было человеческое отношение. Сейчас идет какое-то жесткое гонение. Выписывают сумасшедшие штрафы за отсутствие тахографа. На некоторые машины его установка стоит 75 тысяч рублей. Плюс карта, которую нужно ждать 3 недели. Они начали нас гонять — мы поставили тахографы. Мне теперь что, 3 недели не работать? Почему такие жесткие меры?! Я согласен, надо учить нас работать и иногда давать ремня даже. Но вы сделайте раз акцию и дайте нам месяц собраться, начать нормально работать. Потом проведите через еще один месяц акцию, проведите летом, весной. Но зачем так жестко. Я себя чувствую как на мексиканской границе с пакетом героина. Еду и трясусь! Госавтоинспекция начала проявлять активный интерес к камневозам после трагического инцидента, который случился 8 ноября на улице Ключевой в Петрозаводске. Тогда фура сбила на пешеходном переходе 54-летнюю женщину, которая позже скончалась в больнице. Вскоре ГИБДД начала массовую кампанию по проверке фур с камнями. Водители не понимают, почему стражи порядка ополчились именно против них. Это первый такой трагический инцидент, говорят камневозы. Если массовые штрафы и аннулирование разрешений на прицепы не прекратятся, люди обещают прекратить работу. Из-за этого, по словам водителей, начнутся проблемы на камнеобрабатывающих предприятиях Петрозаводска и Кондопоги, а также на карьерах в Прионежье. Максим Голенищев, водитель камневоза: — Около месяца назад произошла эта трагедия. Этот перевозчик поехал в рейс первый раз. Никто из нас, а мы старожилы в этой работе, не знает ни его, ни его машины. После этого начались очень жесткие меры со стороны сотрудников ДПС. Настолько жесткие, что не хочется выходить на работу. Многие не понимают: мы перевозим ежедневно от 500 до 1500 тонн камня без перегруза по 20 тонн. Вы представьте себе на минуту — Петрозаводск за сутки перерабатывает тысячу тонн камня. Если мы этого не будем делать, все встанет. Встанут цеха камнеобработки и к правительству выйдут уже не десятки, а тысячи людей! Многие не понимают. У нас Петрозаводск — заводы и предприятия в городе. У нас много предприятий каменной отрасли. Только в Петрозаводске четыре десятка точно. И они работают в круглосуточном режиме. Нас, перевозчиков, машин 40−50. Камнеобрабатывающие цеха стоят, потому что производство просто не работает. Завтра выйдут тысячи людей. На носу Новый год. Ранее сообщалось, что карельские водители фур намерены записать видеобращение к президенту Владимиру Путину.
— Мы не собираемся перекрывать дороги, устраивать акции протеста, ничего подобного. Просто соберемся, машин 40 у заправки «Экотека» и запишем обращение к президенту. Потому что это вражеское поведение. Я себя чувствую как диверсант. Как будто я не у себя дома и еду не по своей дороге. Как будто у меня пакет с кокаином и я шепчу бабушкины заговоры, чтобы меня не остановили. Так невозможно работать, — рассказал водитель корреспонденту Runaruna. По данным ГИБДД, после трагедии на Ключевой были проверены 500 большегрузов. У 16 машин был аннулирован регистрационный учет. В трех случаях машины были задержаны и помещены на штрафстоянку.