1
10 января 2019

"У цен на бензин в 2019 году есть только один путь — вверх..."



Что ждёт цены на топливо в 2019 году, вырастут ли они вновь, и если да, то насколько? В ряду многих вопросов, связанных с экономической тематикой и волнующих россиян, этот занимает далеко не последнее место. Свой ответ на него дают опрошенные News.ru эксперты.

В целом их прогнозы неутешительны и основаны на том обстоятельстве, что государству, несмотря на все заявления и обещания, так и не удалось стабилизировать рынок автомобильного топлива.

Эта отрасль напрямую зависит от рынка нефтепродуктов, поэтому в России цены на бензин и дизельное топливо определяются не только спросом и предложением. Основным источником прибыли для отечественных компаний остаётся не внутренний, а внешний рынок — на долю экспорта приходится три четверти добываемой в стране нефти. Потребители же могут рассчитывать на оставшуюся часть. Сюда входит сырьё не только для бензина, но и для изготовления мазута, судового топлива и авиационного керосина, а также материал для нефтехимической промышленности.

Непреодолимое противоречие

Для населения выгодно, чтобы бензин был дешёвым, однако госказна нуждается в регулярном пополнении — за счёт, прежде всего, налогов, включающих и акциз на бензин. Таким образом, интересы государства и вертикально интегрированных компаний вступают в непреодолимое противоречие с интересами рядовых потребителей. Это та базовая, краеугольная данность, с которой невозможно бороться по определению. На этом основании многие эксперты утверждают: в 2019 году стоимость популярной марки бензина АИ-92 наверняка преодолеет отметку в 50 рублей за литр (в декабре 2018-го — около 42).

«У цен на бензин в 2019 году есть только один путь — вверх, а единственным вопросом является лишь сценарий этого роста.
У Минфина самый оптимистичный прогноз: в ведомстве обещают рост не выше уровня годовой инфляции в 4−5%. Другие прогнозы менее радужны: в среднем ожидается, что бензин подорожает примерно на 10%», — сказал News.ru главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков.

По его мнению, Минфину придётся пересмотреть свои оценки в силу одних только внутренних факторов в виде повышения НДС и акцизов на топливо в январе.

«Можно было бы, конечно, апеллировать к внешним факторам, к цене на нефть или бензин на мировых рынках. Действительно, весьма вероятно, что в 2019 году эти продукты будут стоить меньше по сравнению с показателями 2018 года, но мы уже научены печальным девальвационным опытом рубля в таких ситуациях, который нивелирует всё возможное снижение глобальных цен на топливо», — заметил Быков.

Надежды на правительство мало

В качестве последней надежды на стабильность топливных цен остаётся только правительство РФ, рассуждает эксперт. Однако нет никакого смысла в сдерживании роста цен на топливо при текущей экспортно-сырьевой модели экономики. А единственная причина, почему министры вообще обращают внимание на эту проблему, — это социальное недовольство. Если бы не оно, цены в 2018 году повысились бы ещё больше. Так что в 2019-м стоимость топлива может вырасти от 10% и до той опасной черты, за которой правительство больше не сможет оставаться безучастным к складывающейся социальной ситуации.

«В следующие два года правительство планирует провести очередное повышение акцизов, причём каждый такой шаг приведёт к росту цен на бензин в среднем на 50 копеек за литр»,
— напомнил News.ru ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.

По его словам, другим мощным фактором может стать очередной восходящий тренд на рынке нефти: речь идёт о новых параметрах по ограничению нефтедобычи в рамках ОПЕК+. При этом, отметил Капустянский, ранее в Минэнерго РФ заявляли, что розничные цены будут расти не быстрее, чем инфляция, то есть на 3−3,5% в 2018 году и на 4% в 2019-м. Однако в реальности ситуация с января по июнь характеризовалась ростом на 7−8% при инфляции в 1,6%.

Общеевропейский уровень не достигнут

«Мои ожидания пока нейтральны и пессимистичны, я не ожидаю, что в 2019 году произойдёт значимый положительный сдвиг в практике формирования розничных цен на бензин. Мы в стране пока ещё не достигли уровня общеевропейских цен на топливо, так что рост ещё будет», — сказал News.ru руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов.

Высокие цены на товарно-сырьевом рынке стимулируют рост розничных цен, так как сырьё не становится более доступным для НПЗ, тем более независимых производителей, говорит Блинов. В России, по его словам, всё подчинено борьбе с частной собственностью в лучших её проявлениях, и «полным ходом идёт абсолютное укрепление государства в качестве собственника или куратора всего бизнеса в стране». В случае с бензином и дизельным топливом — в угоду вертикально интегрированным компаниям.

По оценкам Блинова, предпринимаемые правительством шаги либо носят характер полумер, либо вообще не имеют рыночного характера, а иногда и смысла. Поэтому вмешательство государства в процессы ценообразования на рынке сырья, да ещё с практиками, которые противоречат естественным взаимосвязям в экономике, лучше не обсуждать.

Ведущий экономист компании «ФинИст» Денис Лисицын напомнил News.ru о том решении, которое приняла Саудовская Аравия, увеличив добычу нефти на 1,5 млн баррелей в день и создав переизбыток чёрного золота на мировом рынке. Именно этого и добивался Дональд Трамп, стремясь снизить цены на бензин на внутреннем рынке США. Теперь же очень многое зависит о того, насколько жёстко всё участники ОПЕК+ будут придерживаться договорённости о сокращении нефтедобычи.

Роль независимых игроков

Правительству вряд ли удастся остановить рост цен на бензин, несмотря на то, что ситуацию в значительной степени определяют вертикально интегрированные компании, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

«На рынке существуют также трейдеры и независимые игроки, которые закупают топливо для разных целей — кто-то для продажи внутри страны на своих АЗС, кто-то для перепродажи за рубеж. Эти ребята не связаны никакими соглашениями с правительством, и они могут усилить свою спекулятивную позицию. Чтобы этого не произошло, требуется дополнительный контроль со стороны ФНС и ФАС», — пояснил Пикин News.ru.

По его словам, есть регионы, где именно независимые компании являются основными игроками, и от их действий зависит итоговая стоимость топлива на заправках. Напомним, в ноябре правительство подписало соглашение сроком действия до 31 марта 2019 года с нефтяными компаниями, где для каждой были определены объёмы и параметры поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, на биржу и на мелкооптовый рынок. При этом ФАС и ФНС поручено следить за отклонениями свыше 4%. С января 2019-го цены будут плавно индексироваться в рамках годовой инфляции 4−4,6%.

Между тем в мае 2018-го Российский топливный союз (РТС) в открытом письме главе правительства Дмитрию Медведеву охарактеризовал ситуацию на рынке автомобильного топлива как крайне нестабильную и неопределённую. По оценке РТС, 2019 год не предвещает никаких изменений в лучшую сторону.

Фото: Источник: news.ru

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Аристарх Аглотков
    Физ. лицо

    Унылый автомобиль. Но не из самых худших. Но работать на нем крайне неудобно, да и заработать толком не получится. Мало где встретишь коммерческий автомобиль с таким диким расходом. И перевозить в нем 1.5 тонны ненадежно. www.youtube.com/watch?v=Wt9LBV1gPzI

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Тимур Топраков
    Физ. лицо

    Я не понимаю, если стандартная база не выдерживает заявленной массы, как же они будут возить все эти нагромождения? Не думаю что это будут надежные машины.https://www.youtube.com/watch?v=OJkV5jagRHM&t=390s

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Михаил Голосов
    Физ. лицо

    Стойки не для этой машины, быстро убивается ходовка, а ремонт стоит бешеных денег. Язык не поворачивается назвать этот автомобиль коммерческим. www.youtube.com/watch?v=ptl24XNEFuI

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Тимур Топраков
    Физ. лицо

    Я не уверен что это спасёт завод, и побежит народ эти ПРОФИ покупать. Слишком много информации о том ЧТО на самом деле из себя представляет данная машина.
    www.youtube.com/watch?v=OJkV5jagRHM&t=390s

    УАЗ объявил скидку на предзаказ нового УАЗ «Профи»
    0
    Бакыт Ирмагамбетов
    ООО СтройСнабГрупп

    Как удалить свой профиль?

    Какую пользу я получу от Карголинк?
    0
Прямой эфир
Последнее в рубрике «Новости грузоперевозок и логистики»
Все материалы