1
22 января 2019

Независимость как недостаток. Почему по всей России закрываются АЗС?



В октябре между правительством РФ и крупными нефтяными компаниями была достигнута договорённость о заморозке розничных цен на топливо. Однако вскоре стоимость бензина на половине АЗС по всей стране поползла вверх. Иначе так называемые независимые АЗС просто не смогли бы выжить.

Сматывают шланги

От мощных гигантов — вертикально-интегрированных нефтяных компаний — независимые АЗС отличаются тем, что они получают доход только от розничной продажи топлива. По сути, такие заправки — «перекупщики», которые не занимаются добычей нефти, а лишь реализуют топливо, приобретённое на бирже или у крупных оптовых компаний. Реализуют его с собственной наценкой, конечно же, и эта разница между «оптом» и «розницей» — единственный источник дохода для независимых АЗС. Поэтому, когда в мае прошлого года произошло первое серьёзное повышение оптовой стоимости горючего, цены на небольших заправках резко подскочили. На одном лишь Дальнем Востоке литр бензина одномоментно подорожал на 4-5 рублей.

— А вы мне подскажите, как работать при отрицательной доходности? — отвечает вопросом на вопрос о причине резкого скачка цен на топливо член совета директоров Российского топливного союза Борис Добженецкий. — Уже больше полугода независимые АЗС находятся на грани выживания, потому что в один момент розничные цены на них стали ниже выставленных оптовых. Это противоречит всем законам ведения бизнеса, поэтому выхода из сложившейся ситуации у владельцев АЗС было два: либо повысить розничную цену на топливо, либо закрыться.

Но это, кстати, не так просто: на заправках трудоустроены люди, которых нельзя выгнать на улицу, есть контракты по обслуживанию автомобилей ведомственных структур, есть населённые пункты, где работают только независимые АЗС и жителям заправляться больше негде. Поэтому повышение цен на топливо — вынужденная для независимых нефтяных игроков мера. Кто этого не сделал, сейчас просто сматывает шланги.

Камчатский бизнесмен Добженецкий добавляет: чтобы АЗС нормально функционировала, сотрудники получали зарплату, а владельцы платили аренду и оставались в плюсе, разница между оптовыми и розничными ценами за литр топлива должна быть минимум три рубля. Для отдалённых российских регионов, таких, как Приморье, Камчатка, Магадан, Чукотка, эта сумма вырастает до пяти рублей. Водители, не желающие мириться с крутым скачком цен, резко развернули свои авто на АЗС ВИНК: их владельцам запрещено поднимать розничные цены на топливо до конца марта. Как говорится, ничего личного, просто так дешевле.

— Независимые АЗС после повышения стоимости бензина потеряли почти половину клиентов и, как следствие, продолжают терпеть убытки, — говорит Борис Добженецкий. — Работать становится бессмысленно, поэтому владельцы частных автозаправок массово уходят с рынка. Это чревато для жителей нашей страны серьёзными проблемами: во многих небольших населённых пунктах есть только независимые АЗС, и людям придётся преодолевать десятки километров, чтобы заправить своё авто. По данным Независимого топливного союза России (НТС), доля частных АЗС составляет до 60% из всех работающих на рынке. В связи с их стремительным закрытием километровые очереди на заправках ВИНК могут стать реальностью.

Хватает не всем

Розничные сети вертикально-интегрированных нефтяных компаний покупают топливо по тем же оптовым ценам, что и альтернативные заправщики. Разница в том, что они могут позволить себе работать в минус, потому что входят в состав консолидированной группы налогоплательщиков: проще говоря, их убытки покрывают другие компании холдинга, зарабатывающие на добыче и экспорте нефти. А её продажа за рубеж, по мнению НТС, сейчас становится делом неприлично прибыльным.

С 1 января началось завершение налогового манёвра в нефтяной отрасли: это меры правительства России по постепенному обнулению экспортных пошлин на нефть и одновременному повышению налога на добычу полезных ископаемых, — поясняет президент НТС Павел Баженов. —

Складывается уникальная ситуация: продавать нефть на внешнем рынке становится выгоднее, чем на внутреннем.
И это при серьёзном дефиците сырья на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Когда объёмов на всех не хватает, начинаются скачки цен на заправках, что и произошло весной прошлого года.

По сути, налоговый манёвр в нефтяной отрасли затевался Минфином с целью пополнения российской казны. По мнению авторов законопроекта, повышение налога на добычу полезных ископаемых при обнулении экспортных пошлин приведёт к увеличению поступлений в бюджет. При этом Минфин заверяет: за неполные шесть лет «маневрирования» (до 2024 года) бюджет дополнительно получит около полутора триллионов рублей. Чтобы крупные компании массово не ринулись продавать нефть за рубеж, правительство обяжет их поставлять на российские НПЗ не менее 17,5% от добываемых объёмов. Не обошлось и без приятных бонусов: поправки в налоговый манёвр предусматривают увеличение различных субсидий для нефтеперерабатывающих заводов. Но только для тех, кто будет поставлять достаточное количество сырья на внутренний рынок.

— Повышение оптовых цен на топливо — это следствие целого ряда факторов: налогового манёвра, дефицита сырья на нефтеперерабатывающих заводах в регионах, непродуманной схемы поставок горючего, при которой у независимых игроков практически нет возможности приобрести топливо на бирже, так как почти все объёмы забирают крупные нефтяные компании, — говорит Борис Добженецкий. —

Особенно сильно социальная напряжённость ощущается на Дальнем Востоке и в Забайкалье: там работает всего пара нефтеперерабатывающих заводов, которые входят в состав ВИНК, поэтому и здесь мы наблюдаем монополизацию внутреннего рынка.
За Уралом — нефтяная олигополия, и финансовая ситуация у независимых игроков там несколько лучше.

По его словам, меры властей не решат проблемы и представители топливных союзов пытаются донести свою точку зрения, но диалога пока не выходит.

Все для маржи

Впрочем, правительство страны мыслит более позитивно. Глава Минэнерго Александр Новак, например, не раз заявлял, что, согласно договорённостям с ВИНК, эти нефтяные компании всё-таки будут продавать топливо независимым АЗС по ценам, которые сформируют для них нормальную маржинальность. При этом на время заморозки розничных цен на топливо не будет действовать новый приказ Минэнерго и ФАС об увеличении объёмов продаж на бирже нефтепродуктов. Это, по мнению министра энергетики, позволит избежать скачков стоимости топлива. Не видят проблемы для независимых АЗС и в ВИНК.

— С владельцами частных автозаправок заключается так называемый формульный договор, и в первую очередь он удобен для них самих, — говорит начальник отдела по связям с общественностью АО «Нефтегазхолдинг» Евгения Чаплыгина. — Формульный договор выступает гарантом установления справедливого и прозрачного ценообразования. Напомню, что цены на оптовые поставки зависят от стоимости топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, то есть они формируются рынком, а не нами. Именно поэтому мы не можем самостоятельно поднимать оптовую стоимость нефтепродуктов, в чём нас пытаются обвинять. Биржевые цены имеют определённую волатильность, и, если они растут, растёт и отпускная цена топлива. К сожалению, последние восемь месяцев мы наблюдаем такой рост, чем и обусловлено увеличение стоимости оптовых поставок бензина для независимых АЗС.

Фото: Источник: Аргументы и Факты

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Наталия Ковальчук
    ООО г. Одесса

    «Международная Транспортная Компания», крупный импортер и дистрибьютор продуктов питания в Украине, в связи с увеличением объемов работы и активным ростом сети, в нашу дружную команду приглашаем к сотрудничеству ВОДИТЕЛЕЙ категории Е.
    Требования:
    • Ответственность;
    • стаж работы от 2,5-3 г;
    • порядочность;
    • дисциплинированность;
    Обязанности:
    • доставка товара по Украине;
    Условия работы:
    • транспорт — DAF Е5, Е6 (по территории Украины)
    • место гаража — г. Одесса, (п. Авангард)
    • доставка транспортом предприятия(по Одессе)
    • стабильная выплата заработной платы 2 раза в месяц;
    • соц.гарантии, отпуск, больничный;
    • возможность профессионального и карьерного роста
    Наталия — +38 067 223 72 91

    ТОП-10 групп для дальнобойщиков во ВКонтакте и Одноклассниках
    0
    Евгений Анадымб
    Физ. лицо Табак

    Прикольно

    Тест: Узнай, какой ты дальнобойщик
    0
    Максим Сафронов
    Физ. лицо

    Цена дешевле чем у газов, но и качество тоже заметно хуже! Я в салон заходил смотрел, там сварка ужасная, на раму смотреть страшно. Как то уаз не вызывает доверия.

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Эльдар Кривоспицкий
    Физ. лицо

    За свое время на многих грузовых машинах успел поездить за свою жизнь, на газонах, газели нашей, на старых уазиках, разных иномарках, но так плохо дорогу, как ПРОФИ, никто из них не держал, машина руля совсем не слушается, задница постоянно хочет куда-то свернуть. При загрузке это не так сильно чувствуется, но раскачка все равно остается, машину качает, как на волнах, расплачиваемся за легковую раму с высоким центром тяжести. Самое странное и страшное, в нем, это люфт рулевой колонки (на новой машине), руль крутишь, а машина все равно едет прямо, так и до аварии недалеко. www.youtube.com/watch?v=d8wybh7pqGQ

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Максим Слепаков
    Физ. лицо

    Удивляюсь, как завод еще не закрыли, неужели их продукцию до сих пор покупают, с каждым разом качество все хуже и хуже. У моего знакомого был патриот, так у него рама лопнула через год использования и коробка навернулась, кузов вообще пришлось полностью перекрашивать, весь ржавчиной пошел. А ПРОФИ как раз таки собран на базе патриота и Карго, большинство запчастей идут от них, видать на заводе излишков много осталось, вот они и решили из них «новую» модель собрать. Он больше похож на рестайлинг КАРГО, но никак не самостоятельный отдельный грузовик. www.youtube.com/watch?v=lxDtycMxeOU

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
Прямой эфир