1
11 февраля 2019

Прицеп к национальной экономике



На рынке грузоперевозок — стагнация; непростая ситуация сложилась на Урале и в Западной Сибири. Самостоятельно участникам процесса кризис не преодолеть, отдельным сегментам промышленности рынок также не вытянуть.

На желтый сигнал

В особенно тяжелых условиях оказались автоперевозчики. По данным Росстата, в 2018 году грузооборот автотранспорта в России по сравнению с предыдущим годом увеличился всего на 2,3%.

В Урало-Западносибирском регионе за январь — ноябрь 2018 года к аналогичному периоду 2017 года по отдельным субъектам отмечен рост: в Свердловской области — на 21,7%, Челябинской — на 16,9%, Пермском крае — на 12,7%, Тюменской области с автономными округами — на 4,8%, Башкирии — на 2,6%. При этом падение грузооборота зафиксировано в Удмуртии (на 40,7%), Курганской (на 2,2%) и Оренбургской (0,2%) областях.

Самая большая проблема года — рост издержек грузоперевозчиков. Главная причина — непрогнозируемый и стремительный подъем цен на дизельное топливо. Малых и средних перевозчиков он поставил на грань выживания,
крупные (для них сетевые заправки нефтяных компаний отменили скидки по корпоративным топливным картам за большой объем потребления) были вынуждены урезать инвестиционные программы. Если в 2017 году, после двух кризисных лет, российский рынок новой грузовой техники вырос, по данным аналитического агентства «Автостат», на рекордные 50%, то в 2018-м он показал минимальный рост — 2,7%. При этом в декабре прошлого года грузовиков было продано на 9,4% меньше, чем в декабре 2017 года. Несмотря на снижение продаж почти на 3%, позицию абсолютного лидера сохранил КамАЗ.

Перспективы 2019-го неоптимистичны: повышение НДС, изменение тарифов ОСАГО, серьезные законодательные изменения.
Так, в ближайшее время может быть принят законопроект об автомобильных грузовых перевозках, который призван «обелить» рынок, обеспечить равные и прозрачные условия работы для всех добросовестных перевозчиков. По сути, это означает ужесточение госрегулирования. Кроме того, готовится к принятию закон о мультимодальных (комбинированных) грузовых перевозках, предусматривающий использование электронных пломб и спецтары, единого документа на весь путь следования. Закон должен унифицировать отдельные области грузоперевозок. В частности, при мультимодальных перевозках перевалка грузов с одного транспорта на другой позволяет не выгружать грузы из контейнера, что ускоряет процесс и повышает сохранность грузов.

Зерно перевозочного процесса

Основные грузы на СвЖД — нефть и нефтепродукты (доля в структуре погрузки за 2018 год — почти 30%), объем их погрузки сократился на 2,3%. Меньше грузили химических и минеральных удобрений на 1,9%, железной и марганцевой руды — на 2,1%, цветной руды и серного сырья — на 2,9%. При этом заметно возросли показатели погрузки черных металлов (плюс 4,8%) и их лома (4,5%), лесной продукции (13,3%), кокса (26,5%). Объем строительных грузов (их доля в структуре погрузки Свердловской магистрали — около 15%) увеличился только на 0,6%.

Погрузка на Южно-Уральской железной дороге в 2018 году, по оперативным данным, составила 79,6 млн тонн, что на 3,8% меньше, чем за предыдущий год. Грузооборот вырос на 3% до 192,8 млрд тарифных тонно-км. Основной объем здесь обеспечивают строительные грузы (доля около 32%), динамика отрицательная — 11,5%. Объемы погрузки черных металлов (доля 23%) сократились на 1,1%, цветной руды и серного сырья — на 6,9%, флюсов — на 10,6%, промышленного сырья и формовочных материалов — на 15,7%, химических и минеральных удобрений — на 12,1%. Возросли объемы погрузки нефти и нефтепродуктов (на 8,6%), химикатов и соды (на 3,2%). Серьезно прибавили лесные грузы (плюс 30,6%) и зерно (плюс 69,1%), впрочем, доля этих грузов на Южно-Уральской магистрали крайне мала.

Грузите апельсины контейнерами

По прогнозам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2019 году положительная динамика объемов погрузки на сети РЖД замедлится и не выйдет из диапазона 1,6% — 1,94%. За счет сохранения благоприятной конъюнктуры на внешнем рынке и развития перевалочных мощностей в портах продолжится рост погрузки каменного угля (в 2018-м — 4,6%). Этот груз имеет традиционно максимальный объем в сети РЖД (в 2018-м — 29%), но для СвЖД и ЮУЖД не столь значителен, поскольку основные грузопотоки проходят гораздо восточнее (от Кузбасса к дальневосточным портам).

Продолжит расти погрузка зерна, однако темпы роста существенно сократятся (диапазон от 3,3 до 7% вместо 22,6% в 2018 году). Среди ограничивающих факторов — отмена РЖД скидки в рамках тарифного коридора с 1 января 2019 года, высокая загруженность железнодорожной инфраструктуры на подходах к южным портам и меньший урожай. Среди стимулов — решение о введении скидки 50% до конца 2020 года на экспортные перевозки ряда зерновых грузов через пограничную с Азербайджаном передаточную станцию Самур, принятое правлением РЖД в конце 2018 года.

Погрузка лесной продукции сохранит положительную динамику 2018 года (5,6%). По мнению экспертов, ее обеспечит внутреннее сообщение, фактор влияния — проводимая государством политика стимулирования переработки древесины. ИПЕМ ожидает в текущем году сохранения или незначительного снижения объемов погрузки нефти и нефтепродуктов, что связано с реализацией проектов развития трубопроводного транспорта, в том числе с завершением первого этапа нефтепродуктопровода «Юг».

Ожидается умеренный рост погрузки в текущем году черных металлов. Однако объемы экспорта в значительной степени зависят от тарифной политики стран-потребителей металлопродукции и действия пошлин. Рост объема погрузки железных и марганцевых руд незначительно замедлится (в 2018-м — на 5,7%).

Есть все основания предполагать, что в ближайшие годы увеличатся объемы контейнерных перевозок по сети РЖД. В 2018 году перевезено около 4,5 TEU (ДФЭ, двадцатифутовый эквивалент, условная единица измерения вместимости, соответствующая размерам стандартного грузового контейнера ISO длиной 20 футов), что на 14,3% больше предыдущего года. Такой рост обеспечили не столько объемы контейнерных перевозок на внутреннем сообщении (отправлено свыше 1,9 млн ДФЭ, увеличение на 5,7%), сколько транзитный (557,2 тыс. ДФЭ, плюс 33,5%), экспортный (более 1,1 млн ДФЭ, плюс16,9%) и импортный (859,8 тыс. ДФЭ, плюс 21,5%) потоки. Здесь эксперты видят большой потенциал в развитии железнодорожного контейнерного транзита в сообщении Китая с Европой.

* * *

В любом случае, развитие в стране грузоперевозок напрямую связано с динамикой ВВП и промышленного производства, объемов торговли и строительных работ. Экономический рост в России, ожидаемый от запуска в 2019 году ряда многомиллиардных национальных проектов, неизбежно вызовет увеличение объемов грузоперевозок и повышение маржинальности этого бизнеса. Если, конечно, этот рост начнется.

Фото: Источник: www.acexpert.ru

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Наталия Ковальчук
    ООО г. Одесса

    «Международная Транспортная Компания», крупный импортер и дистрибьютор продуктов питания в Украине, в связи с увеличением объемов работы и активным ростом сети, в нашу дружную команду приглашаем к сотрудничеству ВОДИТЕЛЕЙ категории Е.
    Требования:
    • Ответственность;
    • стаж работы от 2,5-3 г;
    • порядочность;
    • дисциплинированность;
    Обязанности:
    • доставка товара по Украине;
    Условия работы:
    • транспорт — DAF Е5, Е6 (по территории Украины)
    • место гаража — г. Одесса, (п. Авангард)
    • доставка транспортом предприятия(по Одессе)
    • стабильная выплата заработной платы 2 раза в месяц;
    • соц.гарантии, отпуск, больничный;
    • возможность профессионального и карьерного роста
    Наталия — +38 067 223 72 91

    ТОП-10 групп для дальнобойщиков во ВКонтакте и Одноклассниках
    0
    Евгений Анадымб
    Физ. лицо Табак

    Прикольно

    Тест: Узнай, какой ты дальнобойщик
    0
    Максим Сафронов
    Физ. лицо

    Цена дешевле чем у газов, но и качество тоже заметно хуже! Я в салон заходил смотрел, там сварка ужасная, на раму смотреть страшно. Как то уаз не вызывает доверия.

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Эльдар Кривоспицкий
    Физ. лицо

    За свое время на многих грузовых машинах успел поездить за свою жизнь, на газонах, газели нашей, на старых уазиках, разных иномарках, но так плохо дорогу, как ПРОФИ, никто из них не держал, машина руля совсем не слушается, задница постоянно хочет куда-то свернуть. При загрузке это не так сильно чувствуется, но раскачка все равно остается, машину качает, как на волнах, расплачиваемся за легковую раму с высоким центром тяжести. Самое странное и страшное, в нем, это люфт рулевой колонки (на новой машине), руль крутишь, а машина все равно едет прямо, так и до аварии недалеко. www.youtube.com/watch?v=d8wybh7pqGQ

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Максим Слепаков
    Физ. лицо

    Удивляюсь, как завод еще не закрыли, неужели их продукцию до сих пор покупают, с каждым разом качество все хуже и хуже. У моего знакомого был патриот, так у него рама лопнула через год использования и коробка навернулась, кузов вообще пришлось полностью перекрашивать, весь ржавчиной пошел. А ПРОФИ как раз таки собран на базе патриота и Карго, большинство запчастей идут от них, видать на заводе излишков много осталось, вот они и решили из них «новую» модель собрать. Он больше похож на рестайлинг КАРГО, но никак не самостоятельный отдельный грузовик. www.youtube.com/watch?v=lxDtycMxeOU

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
Прямой эфир
Последнее в рубрике «Новости грузоперевозок и логистики»
Все материалы