1
19 июня 2019

«Водителей хотят заставить ходить по струнке»: дальнобойщик рассказал о работе в СССР и современной России



Дальнобойщик с 45-летним стажем Александр Маканин объездил весь Союз и прекрасно помнит, как работалось водителям в советские времена. Сегодня он пишет замечательные картины и с удовольствием рассказывает о любимой работе.

На прошлой неделе в Волжске открылась выставка работ Александра Маканина «По дорогам России». Источником вдохновения для автора послужили его поездки по стране, во время которых Александр Николаевич делал эскизы и зарисовки. Мы побеседовали с художником и узнали, как ему удается совмещать искусство с работой и как жилось водителям во времена СССР.

Впервые я сел за руль грузовика в январе 1972 года. С тех пор и до недавнего времени работал водителем.

Рисовать я начал в юношестве. Учился в художественной школе, рисовал всегда и везде. Где ни встану, там всегда сделаю наброски, а потом на их основе пишу картины. Выставок у меня было много, картины висят и за границей, и в частных коллекциях.

В первый рейс я поехал на ГАЗ-51. В советские времена было так: приходишь в организацию, тебе дают раму и кабину, ты собираешь машину (а запчасти были всегда!) и едешь. Первую поездку мне выдали на Кавказ, я начал работать на этом направлении. Затем ушел в армию, и там тоже работал водителем, а когда вернулся, устроился на Волжский трубный завод. В те времена там можно было получить бесплатную квартиру. Часто ездил в междугородние рейсы, возил продукцию завода в Москву и Пензу на ЗИС-151.

Когда получил квартиру, устроился в Главмежавтотранс, было в Волжске такое предприятие с большим автопарком – МАЗы, ЗИЛы, «Захары», «ГАЗоны». А в 86 году привезли из Чехии первые «Шкоды»: так я стал шкодистом. Работал на 12-13 тонных грузовиках, возил продукты в рефрижераторных прицепах. Границы внутри Союза были открыты, и я ездил, куда хотел – в Прибалтику, на Кавказ.

Работать было очень интересно! Тогда водителей-междугородников было не так много, и все друг друга знали. С тех пор у меня осталось много друзей.

В международники я не пошел: слишком жесткие были требования. В советские времена на международные перевозки брали только членов партии, причем обязательно семейных, неразведенных. Да и не было ничего особенного в работе в Совтрансавто, потому что и в Союзе возможности были очень большие. Берешь загрузку куда хочешь и едешь.

Никаких проблем: ни логистов, ни диспетчеров! Восьмичасовой рабочий день, пробег – не более 360 километров! Если где-то задержался, гаишники могли остановить, забрать права и поставить машину на обочине: сиди отдыхай.

Потом началась перестройка. Я работал на больших машинах, возил негабаритные грузы, а затем снова перешел на рефы. Мне очень нравились американские машины, Volvo и Freightliner’ы, с просторными и комфортными кабинами. Последние десять лет работал на них.

Работа водителя всегда была для меня интересной, всегда вдохновляла на творчество. Водить машины – особенно большие, европейские и американские – просто здорово. Это мне нравилось, да и сейчас нравится, но сейчас уже не то время.

В рейсы я брал с собой этюдник, альбом и карандаш. Делал зарисовки. Многие из них становились основой для работ. Выставка «По дорогам России» началась с одной работы, которую я нарисовал на заказ. Сюжеты – пейзажи, увиденные мной во время работы водителем. Башкирия, Чувашия, Нижний Новгород, Петербург, Москва, Урал, Кавказ…

Чем отличалась работа в Союзе от работы в нынешнее время? Зарплатой и свободой. Свобода была полная, а сейчас водителям очень тяжело. Их ущемляют в зарплате, заставляют перерабатывать. У меня многие знакомые по сей день работают в грузоперевозках и жалуются, что ставки копеечные, а работы в провинции нет: приходится работать на московские и питерские компании. У некоторых ставка – 5 рублей за километр: ну куда это годится?

Форс-мажоры? С другими случались, но не со мной. Аварийные ситуации были, но ДТП всегда удавалось избегать, так что могу похвастаться, стаж у меня безаварийный. Много было опасных случаев, и каждый раз везло.

С криминалом встречаться приходилось – но, опять же, ничего серьёзного: в Питере и Москве клянчили деньги.

«Платон» я вообще ненавижу. Это какая-то дурь, кто её только придумал! С Европы, наверное, взяли. Хотят заставить водителей ходить по струнке, но это неправильно! Отношусь к «Платону» очень нехорошо.

Весовой контроль был и раньше. В Тамбове, в Подмосковье, в Ленинградской области частенько приходилось «взвешиваться». Но чаще всего – в Казани и Астрахани! Я нормально вопросы решал с этим делом, проблем не возникало.

Два года назад я оставил свою шоферскую деятельность: хватит! Пора и дома кое-какие дела сделать. А рисовать, конечно, продолжаю!

Любимые художники? Шишкин, Айвазовский, Репин, Васнецов. И мой учитель – Борис Иванович Махов. Очень нравится русская классика, сейчас мало кто ей увлекается. Популярны более современные художники, Дали и всякое такое… Мне нравятся все работы, но русская классика – больше всего.

Автор: Дарья Зимак

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Андрей Якимов
    ООО Фригат

    по поводу работы — многие работают, в яндекс такси грузовом видел их, но все жалуются, что с грузом сильно рыскает задняя ось на нем и в городе тяжеловато ездить так как дорогу не держит www.youtube.com/watch?v=qUbqzbkbagw

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Андрей Якимов
    ООО Фригат

    перспективы у него есть, только не слышал ни разу чтобы кто то делал гибридный грузовик. вы представляете какие нужны мощности? чтобы нормально ездить как раз весь кузов нужно аккумуляторами заполнить, тогда поедет, только стоить это будет уже не 800 тысяч, а под 2 миллиона www.youtube.com/watch?v=8cQpYdTR32Q

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Фыв Вппп
    Физ. лицо

    Проще затормозить о другую машину.

    Новый роликовый отбойник мягко и плавно возвращает автомобиль на дорогу
    0
    Тимур Сафаров
    Физ. лицо

    С таким агрегатом много не наработаешь и не заработаешь. Даже со ступенькой, ну вы гляньте www.youtube.com/watch?v=TQw_ebm9lwQ, обгадились.

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Евгения Карпенко
    ИП Вечная память

    Надёжный ритуальный переводчик Груз 200. www.ritual-service.kz

    Как перевозят груз 200
    0
Прямой эфир
Последнее в рубрике «Новости грузоперевозок и логистики»
Все материалы