1
21 июня 2019

Зацепиться в интернет-ритейле: перевозчики заинтересовались рынком онлайн-торговли



Назвать ситуацию в сегменте автоперевозок обнадеживающей нельзя. Переизбыток транспортного предложения, низкие ставки, давно поделенные ниши… На этом фоне чуть ли не единственное, что обещает хоть какие-то возможности для роста – это работа с онлайн-магазинами.

В свое время агентство M.A.Research в одном из исследований транспортно-логистического рынка отмечало, что наиболее уверенные темпы роста (от 25%) демонстрируют именно те компании, которые конкретно нацелены на сегмент интернет-ритейла.

Сам этот сегмент тоже продолжает уверенно расти. Если еще в 2013-м году, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), его объем не достигал и 550 млрд. рублей, то уже в 2017-м перешагнул отметку в 1 трлн. рублей. В прошлом году это уже был 1,25 трлн. рублей, а через четыре года, по прогнозам экспертов, может быть чуть ли не все 4 трлн. рублей.

Вместе с тем пока доля интернет-ритейла в общем объеме торговли, по данным все той же Ассоциации, колеблется в районе 3%, в то время как в западных странах она уже приближается к 20%.

Резервом для роста, кроме того, являются регионы (около 70% доставок из онлайн-магазинов приходится на Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области), а также то, что все большее количество людей в России приобщается, наконец, к интернет-технологиям.

Как следствие, даже крупные игроки начинают наращивать свое предложение именно в этом сегменте.

В свое время в интервью Trans.ru представители Globaltruck отмечали, что только за год доля выручки от перевозок для операторов ускоренной доставки и e-commerce выросла на 5% (с 10% в 2016-м году до 15% в 2017-м), и говорили, что собираются увеличивать присутствие компании на данном рынке.

О намерении занять долю в 6% на рынке e-commerce, подчеркивая его приоритетность, заявляли ранее и в «Деловых линиях».

В компании Traft также указывали на интернет-ритейл как на одну из возможностей своего роста и развития.

Даже те игроки рынка, которые долгое время предпочитали ориентироваться исключительно на крупных грузовладельцев и не «опускались» до b2c-перевозок, сейчас тоже начинают посматривать в сторону онлайн-магазинов.

А больше особых предпосылок для роста и не наблюдается

В том, что устоявшиеся на рынке транспортные компании пытаются утвердиться и в сегменте интернет-ритейла, нет ничего удивительного, отмечает Иван Ишуткин, генеральный директор Global Delivery Logistics, специализированного провайдера доставки крупногабаритных посылок для интернет-магазинов с охватом более 6 тыс. городов.

«Рынок b2b сейчас, можно сказать, стагнирует, — объясняет он. — Во всех его крупных сегментах практически не наблюдается взрывных переделов или изменения доли между конкурентами. Идет внутренняя борьба, направленная на улучшение сервиса, где придумать что-то новое достаточно сложно».

По словам Ивана Ишуткина, для роста у транспортной компании на данный момент есть два пути: увеличивать тарифы, получать таким образом больше выручки, теряя при этом, однако, часть клиентов, или, уменьшая тарифы, бороться за цену с мелкими перевозчиками, наращивать клиентскую базу и выручку, но со снижением рентабельности. «Продуктовое предложение в b2b не отличается разнообразием, — подчеркивает он, — это простая доставка из пункта A в пункт B, где ключевые факторы — цена и сроки».

Молодым компаниям в такой ситуации, отмечает генеральный директор Global Delivery Logistics, вообще нечего противопоставить крупным федеральным игрокам.

Global Delivery Logistics, стоит сказать, тоже вышла на рынок совсем недавно, в 2017-м году, и сразу одной из ниш выбрала для себя доставку для интернет-магазинов: «В b2c-логистике есть множество конфигураций продуктового предложения. Можно круто делать свой маленький кусочек и быть интересным профильным клиентам. У нас это, например, доставка крупногабаритных посылок с подъемом и подключением/сборкой».

Но конкуренция все равно есть

Между тем, рынок b2c-перевозок, по оценкам экспертов, сейчас уже тоже переполнен транспортным предложением. «Федеральные игроки могут опускаться до 150 рублей за посылку для крупных брендов», — подтверждает Иван Ишуткин.

Однако, продолжает он, борьба идет среди тех, кто предлагает стандартную услугу: там, где «начинаются какие-то «бантики» к доставке», можно еще найти свою нишу.

Тем более что сам рынок никак нельзя назвать устоявшимся: по данным АКИТ, его ежегодный рост не опускается ниже 10%, по прогнозам экспертов, далее он будет расти 20-30-процентными темпами.

Расширяется, кроме того, и ассортимент заказываемых через интернет товаров: если прежде это были, как правило, одежда, косметика, еда и т.п., то теперь в онлайн-магазинах приобретают более габаритные (мебель, предметы интерьера и пр.) вещи.

Устоявшимися нельзя назвать также и требования самих клиентов: они, кстати, согласно опросу, готовы переплачивать за своевременную доставку, которую считают вторым после стоимости товара фактором, влияющим на выбор онлайн-продавца. Плюс, каждый новый шаг в технологиях — это новый толчок к развитию сегмента и возможность предложить какую-то уникальную услугу.

Интернет-ритейлеры предпочитают работать с привлеченными перевозчиками
Свою службу доставки, как отмечает Иван Ишуткин, могут позволить себе только крупные компании. Большинство же интернет-ритейлеров предпочитают пользоваться услугами сторонних перевозчиков, поскольку таким образом могут сэкономить на логистических затратах.

«Организация своей службы доставки, — объясняет генеральный директор Global Delivery Logistics, — это весомая статья расходов. При этом компании сложно гибко реагировать на изменения в собственных объемах. Не увольнять же, например, курьера в двухмесячный спад продаж? А у курьерской компании при схожей стоимости ресурсов нагрузка на курьера в 1,5-2 раза выше».

И b2b-сервис, и мелкие перевозчики

Сегмент интернет-ритейла, по словам Ивана Ишуткина, на самом деле дает возможности для развития самым разноплановым игрокам. Во-первых, он предлагает формат как кросс-бордера (трансграничной торговли), так и внутренней доставки.

Во-вторых, для него востребована не только организация «последней мили», но и «традиционные» перевозки магистральными машинами (между складами). По магистральным маршрутам перемещаются и сборные грузы для доставки товаров клиентам из одного города/района.

При этом внушительный автопарк отнюдь не является ключевым условием при выборе логистического партнера. Здесь может быть задействован и перевозчик с одной-двумя машинами в собственности.

«Многие небольшие интернет-магазины так и делают, — объясняет генеральный директор Global Delivery Logistics. — Нанимают автомобиль с водителем — и сажают туда своего сотрудника с кассой или эквайрингом. Плюс, локальным ритейлерам легче работать с местными перевозчиками: с ними все возникающие проблемы можно решить одним телефонным звонком, в то время как с федеральной компанией, как правило, нужно пройти через бюрократические процедуры».

Единственное: перевозчик должен обеспечить развитую коммуникацию с клиентом посредством всех возможных средств связи — социальных сетей, мессенджеров и пр. Крайне важно также иметь WebApi, информативный личный кабинет и приложение у курьера, позволяющее отслеживать статусы доставки онлайн.

Но есть и «стоперы»

Сегмент интернет-ритейла в России, хотя и демонстрирует стабильный рост, мог бы расти большими темпами. Повторимся: на данный момент его доля в общем объеме продаж не превышает и 5%, хотя в Европе она уже давно преодолела эту «планку» и приближается к 20%.

Более быстрыми темпами, как следствие, мог бы расти и рынок b2c-перевозок.

Иван Ишуткин считает, что основными тормозами для него являются неразвитость транспортной инфраструктуры, низкая покупательская способность в регионах (50% доставок обычно приходится на Москву и Московскую область, 20% — на Санкт-Петербург и Ленинградскую область) и высокие ставки за эквайринг.

По данным Ассоциации банков России, средняя ставка по безналичным расчетам составляет 1,2-1,5%, хотя по инкассации она варьируется от 0,18% до 0,22%.

«Из неочевидных сдерживающих факторов я бы еще выделил приход на рынок китайских игроков (например, Tmall), — говорит генеральный директор Global Delivery Logistics. — С одной стороны, они наполняют дешевым трафиком логистические компании, но с другой, убивают за счет этого местные интернет-магазины, которые были бы готовы больше платить за доставку».

Идти или не идти в e-commerce?

По мнению Ивана Ишуткина, это стратегическое решение, которое транспортная компания должна принять для себя в ближайшие несколько лет. При этом он отмечает, что в случае утвердительного ответа нет надобности сразу же менять операционную платформу под интернет-магазины.

«Я бы заходил в сегмент через M&A небольшой курьерской компании с уже имеющимися клиентами и хорошей «последней милей», — подытоживает он. — Этой компании можно было бы помогать магистральными перевозками, а своим b2b-клиентам одновременно допродавать услуги по b2c-доставке».

Фото: Источник: trans.ru

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Фыв Вппп
    Физ. лицо

    Проще затормозить о другую машину.

    Новый роликовый отбойник мягко и плавно возвращает автомобиль на дорогу
    0
    Тимур Сафаров
    Физ. лицо

    С таким агрегатом много не наработаешь и не заработаешь. Даже со ступенькой, ну вы гляньте www.youtube.com/watch?v=TQw_ebm9lwQ, обгадились.

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Тимур Сафаров
    Физ. лицо

    Зажали даже газовые упоры сделать на всех моделях. Так газовые упоры сделали «роскошью» для «счастливых» влаельцев модели «комфорт»
    Остается гадать, не сэкономили ли на материалах. Хотя чего гадать: www.youtube.com/watch?v=fP4qAzOzle4

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Тимур Сафаров
    Физ. лицо

    Так покупатели еще и испытатели? Почему мы должны расплачиваться за ваши косяки? Постройте нормальную машину и ее без рекламы купят, а уаз только врать и умеет www.youtube.com/watch?v=7MIa9C9qpTw

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Евгения Карпенко
    ИП Вечная память

    Надёжный ритуальный переводчик Груз 200. www.ritual-service.kz

    Как перевозят груз 200
    0
Прямой эфир