1
26 июня 2019

«Подняли бы сразу на 10 рублей»: что думают перевозчики об индексации «Платона»



Тариф «Платона» будет проиндексирован уже на следующей неделе. И хотя о значительном увеличении издержек говорить не приходится, перевозчики уверены: без индексации можно было бы обойтись.

Многие перевозчики надеялись, что нынешним летом индексация тарифа системы «Платон», как и в прошлом году, будет перенесена. Этого не произошло: вчера стало известно, что уже с 1 июля плата за проезд по федеральным трассам увеличится на 14 копеек и составит ₽2.04 копейки за километр.

Дата ежегодной индексации при этом переносится с 1 июля на 1 февраля. В 2020 году тариф вырастет на 16 копеек (до ₽2.20), а в 2021 – на 15, до ₽2.35 за километр.
Принимая решение об индексации, Минтранс рассматривал несколько вариантов развития событий. По информации «Коммерсанта», ведомство обсуждало с перевозчиками возможность отказа от нынешнего повышения в пользу однократной, но более существенной (на 30 копеек) индексации в феврале будущего года. Собеседники издания сообщают, что на этой схеме настаивали перевозчики, потому как их планы на текущий год индексацию не учитывали. Выбор, однако, был сделан в пользу плавного повышения тарифа.

Не время для перемен

Сегодня рентабельность автомобильных перевозок оставляет желать лучшего: многие компании испытывают трудности, а некоторые и вовсе находятся на грани закрытия. И хотя рост ставки, как и обещало правительство, оказался соразмерен уровню инфляции, даже такое на первый взгляд незначительное усиление нагрузки перевозчики восприняли если не в штыки, то уж точно без энтузиазма.

Опрошенные порталом Logirus руководители логистических компаний уверены: причин для индексации тарифа «Платона» нет. По мнению генерального директора транспортно-экспедиционной компании GLT Фаили Шигабутдиновой,

тариф можно было бы заморозить и ввести мораторий на его повышение до тех пор, пока экономика не выйдет из кризиса.
А по-хорошему не помешало бы и вовсе снизить стоимость проезда по федеральным трассам, чтобы компенсировать хотя бы те издержки, которые возникли после отмены льготы по транспортному налогу.

Эту точку зрения разделяет независимый эксперт Андрей Ботвиньев: он называет желание предпринимателей отсрочить рост тарифа хотя бы на время вполне естественным и отмечает, что расходование собранных с перевозчиков средств недостаточно прозрачно.

А президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин решил рубить с плеча и в беседе с обозревателем Business FM предложил поднять тариф в несколько раз.

— Лучше бы сразу на 10 рублей подняли и забыли про нас. Нам было бы проще данные тарифы заложить в затраты и обосновать перед заказчиком.
Когда тариф поднимается по чуть-чуть, на несколько копеек, заказчик не воспринимает это всерьез и зачастую отказывается оплачивать дополнительные расходы, – объяснил своё предложение Матягин.

Серые и белые

Опрошенные «Коммерсантом» перевозчики уверены, что компании, уклоняющиеся от использования системы, получают приток дополнительных клиентов и более высокую чем у добросовестных предпринимателей прибыль. Поэтому прежде чем повышать тариф системы, необходимо обеспечить высокую собираемость средств.

Согласно данным, опубликованным в мае этого года оператором «Платона», компанией РТИТС, на данный момент в системе зарегистрировано около 90% тяжелых грузовиков. Это значит, что приблизительно каждый десятый большегруз в стране до сих пор не оснащен бортовым устройством «Платона».

— Их достаточное количество. Закрывают, замазывают номера, используют специальные шторки, — объясняет Владимир Матягин. – Нужно понимать, почему перевозчики так поступают. Сегодня тарифы на перевозки – 2009-2010 года, а затраты постоянно растут. Топливо, запчасти, «Платон», НДС.

Статистика, публикуемая РТИТС, показывает, что в последние месяцы темп регистрации большегрузов в системе «Платон» замедлился. Это может означать, что определенная часть перевозчиков действительно приспособилась к «внесистемной» работе.

Заместитель генерального директора ГК «БиПитрон» Тарас Коваль уверен: необходимо добиться как минимум 95%-й собираемости штрафов, чтобы добропорядочные игроки не страдали от недобросоветных «серых» конкурентов.

— Пока эта цифра не достигнута, поднимать ставку крайне опасно, – считает он.

Стадия принятия

Появление «Платона» ознаменовалось многочисленными митингами перевозчиков, проявивших в 2015-2017 годах высокую протестную активность. Тогда правительству пришлось пойти на уступки и скорректировать тариф системы, но добиться главной цели – полной отмены «Платона» – перевозчики не смогли.

На прошлой неделе портал Trans.ru обратил внимание на любопытную деталь. В июньском отчете РТИТС сообщает, что количество подключенных за прошедший месяц бортовых устройств (23,3 тысячи) в полтора раза превысило количество зарегистрированных за месяц автомобилей (16,3 тысячи). До последнего времени количество выданных устройств превышало количество грузовиков совсем незначительно.

Это может свидетельствовать о том, что перевозчики готовы работать с системой на постоянной основе и в какой-то степени с ней примирились.
В пользу этого предположения говорит и невысокая протестная активность: пока ни одно профессиональное объединение не анонсировало каких-либо массовых мероприятий. Впрочем, с анонса индексации прошли всего лишь сутки, и ситуация может измениться.

Стоит отметить, что в ближайшие дни в Госдуме должно состояться рассмотрение законопроекта о реестрах грузоперевозчиков. Для частников и небольших компаний введение реестров может стать гораздо более значимым событием, чем индексация тарифа «Платона». Весной этого года председатель ОПР Сергей Владимиров заявил, что в случае принятия этого закона могут состояться масштабные акции протеста. Станут ли реестры причиной для новых демонстраций – узнаем совсем скоро.

Автор: Дарья Зимак

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Фыв Вппп
    Физ. лицо

    Проще затормозить о другую машину.

    Новый роликовый отбойник мягко и плавно возвращает автомобиль на дорогу
    0
    Тимур Сафаров
    Физ. лицо

    С таким агрегатом много не наработаешь и не заработаешь. Даже со ступенькой, ну вы гляньте www.youtube.com/watch?v=TQw_ebm9lwQ, обгадились.

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Тимур Сафаров
    Физ. лицо

    Зажали даже газовые упоры сделать на всех моделях. Так газовые упоры сделали «роскошью» для «счастливых» влаельцев модели «комфорт»
    Остается гадать, не сэкономили ли на материалах. Хотя чего гадать: www.youtube.com/watch?v=fP4qAzOzle4

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Тимур Сафаров
    Физ. лицо

    Так покупатели еще и испытатели? Почему мы должны расплачиваться за ваши косяки? Постройте нормальную машину и ее без рекламы купят, а уаз только врать и умеет www.youtube.com/watch?v=7MIa9C9qpTw

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Евгения Карпенко
    ИП Вечная память

    Надёжный ритуальный переводчик Груз 200. www.ritual-service.kz

    Как перевозят груз 200
    0
Прямой эфир