1
21 августа 2019

«Не хватает мужиков, а не водителей»: почему дальнобойщиков стало меньше, чем нужно



Нехватка дальнобойщиков – проблема, актуальная от Лиссабона до Владивостока. Но причины дефицита профессиональных водителей везде разные.

Дефицит водителей привел к кризису в транспортной отрасли Украины. Над Россией и Белоруссией также сгущаются тучи – об этом сообщает логистический портал Trans.info. Водители постсоветских стран стремительно стареют, а молодежь в профессию не идёт. И даже если молодой человек получает необходимые для управления грузовиком или автобусом права, то часто лишь для того, чтобы попытать счастья на Западе.

Главный поставщик иностранных водителей в Европе – Польша. В 2013 году польская дорожная инспекция выдала 5 тыс. сертификатов приезжим водителям, в 2014 году – 9 тыс., в 2015 – 20 тыс., в 2016 – 41 тыс., в 2018 – более 65 тыс. Несмотря на стремительный рост количества привлеченных водителей, их дефицит в Европе продолжает расти.

Но теперь угроза дефицита возникла и там, откуда эти водители чаще всего приезжают – в странах СНГ.
За длинным евро
В самой сложной ситуации сегодня оказалась Украина. Еще в 2017 году нехватка водителей там оценивалась в 120 тысяч человек. На Украине основной причиной дефицита кадров стал их массовый отток на Запад: в Польшу, Германию и страны Прибалтики.

Стоит отметить, что проблема эта характерна не только для транспортной отрасли. Эксперты утверждают: экономическая миграция может привести к значительному сокращению рабочей силы (до 30%) и населения (с 44,2 млн до 36,4 млн) в течении трех ближайших десятилетий.

В Беларуси положение не столь плачевно, однако и здесь дефицит водителей весьма ощутим. Сегодня в национальном реестре труда содержится 93 000 открытых вакансий. Более 4,5 тыс. из них – вакансии водителей грузовиков. Наиболее востребованы водители-международники и молодые специалисты по транспорту и экспедированию.

В первом квартале текущего года 2,2 тыс. человек покинули Беларусь, чтобы устроиться на работу за границей. Белорусы, обладающие водительскими удостоверениями, ищут счастья в Польше, Чехии и странах Прибалтики. Раньше они приезжали и в Россию, но после введения санкций и ответного торгового эмбарго это направление потеряло популярность.

Виновата демография

Не хватает профессиональных шоферов и в России. Средний возраст водителя в России приблизился к 45 годам. При этом водителям в возрасте (от 50 лет) найти работу совсем непросто. Перевозчики неохотно нанимают таких соискателей, опасаясь рисков, связанных с их здоровьем.

Сокращается количество молодежи, получающей права на управление коммерческим транспортом. Если в 2016 году права категории С получило 124,6 тыс. человек, то в 2017 – 106,4 тыс.
Президент ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко уверен: нехватка профессиональных водителей в РФ вызвана, в первую очередь, демографической ситуацией.

— Не хватает мужиков, а не водителей. В регионах, где выбор профессий не особо богат, кое-как еще справляются, там есть молодежь. А вот в европейской части России, в больших городах желающих идти на работу в транспортные компании все меньше и меньше.

Именно этим, по мнению Валерия Войтко, обусловлено недавнее решение Минтруда о сокращении списка запрещенных для женщин профессий.

— Работа потеряла свой романтический ореол. Она тяжелая, нудная, однообразная. Очень мало желающих посвятить свою жизнь этому тяжкому, неблагодарному труду, – рассуждает эксперт.

Российские водители, отмечает президент ассоциации «Дальнобойщик», довольно редко уезжают на заработки в Европу – чаще они отправляются в США, Канаду или Израиль. В целом же миграцию можно рассматривать как несущественный фактор, практически не повлиявший на количество водителей в России.

Мигранты не помогут

Европейские рекрутинговые агентства уже не надеются на Восточную Европу и всё чаще обращают внимание на страны дальнего зарубежья. В последнее время они активно привлекают персонал из азиатских стран — Индии, Индонезии, Филиппин, Непала и Бангладеша. На подготовку сотрудника, оформление документов и переезд уходит время — до 6 месяцев. Выходцев из Средней Азии везут быстрее, за 1-3 месяца.

И перевозчики, и логистические ассоциации Европы видят выход из сложившейся ситуации в найме работников из государств третьего мира. Удачным примером являются страны Прибалтики, успешно привлекающие водителей из Боснии и Герцеговины.

В России количество трудовых мигрантов из стран СНГ достаточно велико, однако дальнобойщиков среди них – единицы.
Сказывается не только недостаток квалификации, но и требования, предъявляемые к сотрудникам службами безопасности перевозчиков и грузоотправителей. Поэтому восполнить дефицит с помощью водителей из-за рубежа не выйдет.

— Простого решения у этой проблемы нет, – считает Валерий Войтко. – У нас есть разовые, эпизодические случаи, когда транспортные компании сами с нуля воспитывают молодых водителей. Но это не всегда эффективно, потому что очень часто перевозчик вкладывает деньги в обучение, готовит молодого парня, а затем его переманивает другая компания.

В прошлом году директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич посвятил доклад проблеме дефицита дальнобойщиков на одной из профильных конференций. Он отметил, что помочь повышению престижа и популярности профессии могла бы господдержка.

В частности, государство могло бы сделать обучение водителей категории Е бесплатным и рассмотреть для них возможность снижения пенсионного возраста.
Кроме того, Александр Лашкевич предложил ввести профессиональный стандарт для водителей коммерческого транспорта.

С похожим предложением ранее выступал и Минтранс: ведомство разработало законопроект о разделении водителей на любителей и профессионалов – уровень подготовки последних предлагалось подтянуть. Но Минэкономразвития и другие министерства эту идею не одобрили: до Думы законопроект так и не добрался.

Что же касается перспектив, то радужными их не назовешь. По мнению Александра Лашкевича, дефицит водителей будет нарастать как минимум до 2030 года. Валерий Войтко и вовсе считает этот процесс необратимым.

— Поколение 45-50 своё дорабатывает. Что будет дальше? Перевозчики разводят руками, они даже не пытаются загадывать наперед, потому что вообще непонятно, что там будет, – рассуждает эксперт.

Автор: Дарья Зимак

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Руслан Петров
    Физ. лицо

    Не советую покупать этот грузовик. Проблем с ним очень много. После каждого рейса будете в сервис гнать его. У меня вообще на 59 тысяч пробега кардан отвалился, благо что был в городе. Даже и не знаю куда завод смотрит, про качество уже забыл лет 20 назад. И цена явно не соответствует качеству.

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Олег Ясин
    Физ. лицо

    После просмотра видео обзоров желание пропало покупать его в свою компанию, а ведь как-то хотел, думал что прибыльный грузовик, а получается что он только прибыль приносить пока на гарантии, после чего только жрет деньги, так же как и топливо с маслом. УАЗ уже не знает, как экспериментировать над своей техникой.

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Сергей Иванов
    Артель АГГА

    По мне так лучше МАНов еще ничего не придумано. TGX мой фаворит https://www.truck.man.eu/ru/ru/longhaul_1/tgx_longhaul_1/overview_tgx_longhaul_1/overview_tgx_longhaul.html мощный, маневренный, а сколько для удобства водителя всего нашпиговано. Я за MAN!

    Какой тягач лучше купить? - выбираем седельный тягач, делимся опытом
    0
    Михаил Пен
    Ltd. Crafter

    В компанию грузоперевозок срочно требуются:
    Водители на грузовых автомобилях
    Для записи на собеседование переходи по ссылке: cutt.ly/Yd13Qq8

    Обязанности:
    -Своевременная подача а/м на загрузку и выгрузку
    -Перевоз груза и обеспечение его сохранности
    -Обеспечение технического контроля автомобиля

    Требования:
    -Наличие водительского удостоверения кат. «Е» карта СКЗИ, медицинская справка;
    -Стаж категории «Е» от 1 года;
    -Опыт работы в междугородных перевозках;
    -Отличное знание ПДД
    -Ответственное отношение к технике;
    -Внимательность на дорогах;
    -Выносливость и готовность к нагрузкам;

    Мы предлагаем:
    -Работу на новых автомобилях (КАМАЗ 2020 года, тент штора);
    -График работы: 30\10;
    -Официальное трудоустройство;
    -Оплата платных дорог, моек, стоянок;
    -Стабильную круглогодичную работу;
    -Отсутствие задержек по оплате (выплаты 2 раза в месяц);

    После заполнения анкеты с вами свяжется менеджер, ответит на интересующие вас вопросы и пригласит на собеседование.

    ТОП-10 групп для дальнобойщиков во ВКонтакте и Одноклассниках
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Куда им гибрид, они бы змз настроили нормально! Без гбо расход просто зашкаливает, 18 литров это не серьезно, учитывая что такой расход даже с тонной. Рама слабая, тут даже экспертом быть не надо, держать то может 1,5 тонны но как долго это вопрос, думаю через год в перевозках она просто прогнется или лопнет www.youtube.com/watch?v=awM8pEYfYFo&t=

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
Прямой эфир
Последнее в рубрике «Новости грузоперевозок и логистики»
Все материалы