1
14 октября 2019

«Падает? Ну и пусть падает! Дистанцию держите!»



С наступлением осени в шести районах Мордовии вновь появилась проблема свекловозов — КАМАЗов, перегруженных свеклой. Корреспондент Столицы С погрузился в проблему и спрашивает ГИБДД (что не может решить проблему который год): ждем трупов ?

«Арбузтранс» на сленге дальнобойщиков — ​это еле ползущий чадящий КАМАЗ с номерами южных регионов, перегруженный арбузами до небес. В Мордовии же есть «свеклотранс». Каждую осень на дорогах Большеигнатовского, Ичалковского, Чамзинского, Атяшевского, Ардатовского и Ромодановского районов появляются сотни КАМАЗов. С полей они везут на завод «Ромодановосахар» свеклу. Как и в случае с маленькой лошадкой из песни Найка Борзова, помимо радости они несут и беду.

Груженный горкой корнеплод, не закрытый специальными пологами, щедро сыплется на дороги и обочины. Попадает и в случайные машины (прецеденты есть!). Грязь с полей развозится по асфальтовым дорогам, некоторые из них уже не выдержали натиска перегруженных самосвалов и «поплыли». Вопросы возникают и к техническому состоянию автопоездов, что ездят с лысыми шинами. Самое печальное, что свекольный сезон может продолжаться полгода — ​с сентября по февраль!

26 сентября в Большом Игнатове крепкая такая свекла весом около 1 кг вывалилась из прицепа КАМАЗа и угодила прямиком в ехавшую мимо легковушку, «Ладу-Калину». Как говорится в официальных документах, «нанеся механические повреждения». ДТП официально оформили сотрудники Госавтоинспекции. Прецедент? Вряд ли. В ГИБДД не ведут статистику «свекольных аварий». Но, зная, что груженные свеклой грузовики ездят много лет, можно смело утверждать, что «свеклопад» и ранее наносил ущерб случайному транспорту.

Куда везут? На завод компании «Ромодановосахар» в поселок городского типа Ромоданово (на сайте предприятия говорится, что он крупнейший в Поволжье и входит в десятку самых крупных в РФ, но данная информация, судя по всему, была размещена несколько лет назад, актуальна ли она сейчас — ​неизвестно). Везут с полей, «раскиданных» по близлежащим, помимо Ромодановского, районам: Ичалковскому, Большеигнатовскому, Атяшевскому и другим. Путь грузовиков проходит не только по трассам республиканского значения, но и по федералке (Саранск — ​Сурское — ​Ульяновск), а также через населенные пункты: Большое Игнатово, Калыша, Смольный, Ичалки, Рождествено, Константиновка, Ивановка, Лыковщина…

В местах, где свекольные поля вплотную примыкают к трассам и где есть на них выезды, проезжая часть загрязняется на несколько сотен метров. Да, в некоторых случаях там дежурят тракторы сельхозпредприятий (они щетками сметают грязь и поливают водой), но их усердий, очевидно, недостаточно. Грязное покрытие увеличивает риск ДТП. Проезжая часть скользкая, ее границы не видны…

Далее. Водители самосвалов, которые возят корнеплоды, позволяют грузить с горкой. Позволяют — ​вряд ли применимое слово. Настаивают! Ведь им это выгодно, и далее будет понятно, почему. Так вот, использовать защитные пологи (в виде плотной ткани или прочной сетки) перевозчики не слишком стремятся. А если и используют, то полностью закрыть груз все равно не получается, он же горкой насыпан. Оттого свекла на неровных участках дороги вроде мостовых стыков норовит вернуться на мордовскую землю. Ладно бы на землю: падает на асфальт. Ладно бы на асфальт: как мы уже убедились, на автомобили.

Справедливости ради стоит сказать, что свеклопад приносит кое-какую пользу сельским жителям. Они собирают корнеплоды, чтобы скармливать домашней скотине. Собственными глазами видел в ромодановском селе Константиновка паренька лет восьми на велосипеде с ведром, в котором лежала свекла. «Папке нужно! Он меня просит собирать! Чтоб поросят кормить!» — ​сообщил мне паренек.

Но мы отвлеклись. Грязь, свеклопад — ​это еще не все неприятности, которые несут в массы «свеклотрансы».

Техническое состояние грузовиков, задействованных в перевозках, порой не выдерживает никакой критики.
Первое, что бросается в глаза, — ​лысые шины, как правило, на прицепах. У одного грузовика, стоявшего в очереди на разгрузке в Ромоданове, я вообще увидел разорванную в нескольких местах на боковине покрышку!

И это неудивительно, учитывая тот факт, сколько в прицепы и кузова самосвалов грузят. От высоты наращенных бортов волосы на голове тянутся вслед за бортами. Интересно, в документах у владельцев есть соответствующие отметки ГИБДД? Хотя этот интерес должен в первую очередь возникнуть у мордовских стражей дорог. Возникает ли? Судите сами.

На минувшей неделе один день я посвятил поездке по Ичалковскому и Ромодановскому районам. Поговорил с водителями, последил за грузовиками. И за гаишниками. Ситуация следующая. Свекловозный маршрут из Большеигнатовского района в Ромоданово пролегает через Ичалки. Почти до райцентра многие едут без пологов (гаишников на участке там я не встречал). А между Смольным и райцентром, за мостом через Алатырь, некоторые останавливаются, чтобы пологи натянуть. На импровизированной стоянке — ​полный срач. Шоферы бросают мусор прямо в придорожные кусты. Но не об этом.

Еду в Рождествено, где у АЗС «Лукойл» и бывшего стационарного поста ГИБДД к саранской трассе примыкает дорога на Лобаски. С местных полей, судя по всему, тоже много везут сельхозтовара, потому что на перекрестке стоит трактор с цистерной и щеткой. Тут же — ​сотрудники ГИБДД. Грамотно расположились, «закрыли» два направления. При мне долго общались с камазистом без полога. Оформили что-то или нет — ​не знаю, но следом проехала пара таких же грузовиков, не вызвав никакого интереса у стражей дорог, которые вскоре вовсе ретировались.

Дальше любопытнее. Решив оттуда отправиться на завод «Ромодановосахар», еду за очередным автопоездом, груженным до небес и без полога, обгоняю его и почти тут же вижу очередных гаишников на обочине. И они останавливают… меня, а грузовик игнорируют. Выполняю просьбу показать свои документы («нет, спиртное не употреблял»), а далее сам задаю вопрос: почему не остановили нарушителя?

Гаишник… извиняется (спасибо за честность!) и говорит, что и он, и напарник отвлеклись на мой автомобиль. Ну да, оранжевого почти 40-тонного «слона»-то сзади и не приметили… Еще сообщают, что ежедневно оформляют примерно по 5 материалов на водителей такой техники. И в основном за отсутствие пологов. За перегруз не могут, проверить нечем… Серьезно, по пять?! Когда за сутки их проезжает сотни?!

У завода в Ромоданове — ​солидные очереди на весы приемки. И все машины, как на подбор, — ​КАМАЗы. Много с номерами пятого региона (Дагестан). Местные водители этим фактом недовольны: «Отнимают пришлые у нас работу!» Говорят, что на очередях бывали драки. Разговорился с шофером одного грузовика с пензенскими номерами.

«Всего в этом сезоне задействовано 150 машин, — ​рассказывает мужчина. — 40 из них — ​из Дагестана. Есть из других регионов, но больше  ​местных, из Мордовии. В прошлом году всего было 500 грузовиков. Почему только КАМАЗы? А кто ж захочет иномарку в полях убивать?! Ну, ради справедливости скажу, что пара иномарок-то есть. И несколько МАЗов. Почему пологами не пользуемся? Я, например, пользуюсь, но свекла, зараза, все равно вылетает. Грузят же горкой! Бывает, моему же прицепу под колесо, но, бывает, и на встречку — ​фить! Авария в Игнатове, говорите, была? А что, других аварий не бывает, только со свеклой? Падает свекла? Ну и пусть падает! Дистанцию держите!

Я вожу 26 тонн (грузовик плюс прицеп), хотя надо не больше 20. Большинство — ​то же самое. Мы и рады возить как положено, но платят мало! 3 рубля 80 копеек за тонну/километр. Мало!
Жадничает руководство завода «Ромодановосахар»! По всей России за большую цену принимают (например, в Тамбове — ​4,60), а тут — ​так. Вот с чего надо начинать! Вот тогда и порядок будет!»

Помните цифру — ​26 тонн? Так вот, грузоподъемность «сельхозника» КАМАЗ‑55102 составляет 7 тонн. Плюс он может тянуть прицеп массой не более 11,5 тонны. Таких грузовиков здесь очень много. Хорошо, возят свеклу и несколько новых самосвалов — ​модели 45143. Грузоподъемность самосвала-тягача достигает 11,7 тонны, а полная масса прицепа должна составлять не более 14 тонн. Объемная масса свеклы, между прочим, не самая низкая среди сельхозгрузов — ​0,6–0,8 т/кубометр (немногим меньше пшеницы).

Конечно, считать в теории можно сколько угодно, а лучше всего — ​проверить на практике, с помощью весов на дороге. Ведь перегруз напрямую влияет на безопасность дорожного движения. А также на состояние трасс. Обычно сезон перевозок длится осенний период, но иногда растягивается и до Нового года, а в прошлом году свеклу возили до 23 февраля. Каждый год одно и то же: грязь, свекла на проезжей части и «свеклотранс». Где Упрдор РМ? Где местный муниципалитет? Где общественность, в конце концов? Нет ответа.

Фото: Источник: stolica-s.su

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Михаил Фролов
    Физ. лицо

    Ладно бы он правда 1,5 тонны возил, тогда с расходом можно было бы смириться или поставить ГБО, так он и с тонной еле справляется, управление на нет сходит при такой загрузке. Равномерно груз в кузове, из-за неправильной конструкции автомобиля, распределить сложно, машину обязательно будет кренить в одну сторону. Доработать бы его, но кто, кроме владельцев будет этим заниматься… www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Михаил Фролов
    Физ. лицо

    Сидения в нем жутко не удобные, на скамейке, которые в буханке были, и то было комфортней сидеть, чем на сидушках ПРОФИ, паралона пожалели, еще и обтянули какими-то мешками, которые протираются очень быстро. Больше всего удивляет пассажирское сидение, как они тут двух человек рассадить собирались, это обычное одноместное, только слега длиннее. www.youtube.com/watch?v=Wt9LBV1gPzI

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Михаил Фролов
    Физ. лицо

    Перед покупкой читал, что расход ПРОФИ в смешанном цикле составляет 12л. на 100 км. После покупки у меня расход был 25 литров, после обкатки снизился до 22, по трассе ниже 18 л. не опускался. Получается, что УАЗ заведомо обманывает своих покупателе, указывая другие данные, не красиво, ребята. www.youtube.com/watch?v=PPOdlpxfPWk

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Дмитрий Овчинников
    ИП Овчинников

    Все авторские идеи сворованы у других, более взрослых сайтов (кроме стоянок)

    Какую пользу я получу от Карголинк?
    0
    Фыв Вппп
    Физ. лицо

    Проще затормозить о другую машину.

    Новый роликовый отбойник мягко и плавно возвращает автомобиль на дорогу
    0
Прямой эфир