1
3 декабря 2019

«Случайные люди здесь не задерживаются»: дальнобойщик — о дорожной романтике и профессиональной деформации



Зачем идут в дальнобойщики и с чем приходится сталкиваться водителям большегрузов.

Герои рубрики «Инсайдер» регулярно рассказывают порталу «Инде» о жизни и работе. Имена и детали изменены.

Про детскую мечту и путь к ней

Я с самого детства испытывал слабость к большим автомобилям и всегда хотел стать водителем, но почему-то пришел к этому не сразу. Сначала попробовал несколько разных профессий, абсолютно не связанных с дорогой, — работал на производствах, в офисе, а теперь уже семь лет — водитель большегруза.

К тому моменту, как я решил стать дальнобойщиком, у меня уже были права категории С (грузовой автомобиль) и необходимый стаж для открытия следующей. Так что я получил категорию Е (грузовики с прицепом) и отправился покорять просторы бескрайней родины.

Всем желающим попасть в профессию нужно лишь получить подходящие права и найти фирму, которая возьмет вас на работу. Сейчас спрос на водителей достаточно большой, но, как и везде, работодатели предпочитают кандидатов, у которых есть хотя бы минимальный опыт.

Про дальнобойщиц, особенности грузов и опасность на дороге

В России женщин нашей профессии пока мало, но я встречал нескольких на дороге. В основном они работают в крупных компаниях, потому что там все проще устроено с точки зрения сервиса. Частные фирмы, как правило, женщин не берут, потому что там нужно ремонтировать и обслуживать машины своими силами. Например, поменять тяжелое колесо. Пока у нас эта профессия для женского пола не очень привлекательна, но со временем, я думаю, дальнобойщиц у нас будет не меньше, чем в Европе.

На дороге я не сталкивался с особыми опасностями, помимо риска попасть в ДТП.

Со мной не случались все эти криминальные истории из сериалов 1990-х. Возможно, потому, что последние несколько лет мой груз — цистерна с битумом и он просто никому не нужен.
Хотя мои коллеги возят разные грузы и тоже говорят, что в целом все спокойно. Максимум — сольют солярку где-нибудь.

Я не работаю сам на себя, поэтому мне не принципиально, какой груз возить. Да и на своей машине вряд ли был бы придирчивым, какая разница, что у тебя в прицепе лежит, если оно есть не просит. Наверное, только на рефрижераторе не хотел бы работать — шумно, нужно соблюдать температурный режим и, если что-то пойдет не так, придется купить 20 тонн, например, бананов.

Про график работы, режим дня и парные экипажи

Мои коллеги и я часто ездим по одним и тем же маршрутам, поэтому есть возможность объединиться с кем-то на дороге и идти мини-караваном. Это комфортнее в пути и веселее во время стоянок. Можно пожарить шашлыков и устроить пикник.

Про радиосвязь и взаимовыручку

Всем известно, что у дальнобойщиков есть свой канал радиосвязи, по которому водители сообщают друг другу о постах ГИБДД, авариях и пробках. Правда, в последнее время там стало слишком много коммерческих объявлений, поэтому я часто выключаю рацию и слушаю музыку или аудиокниги. А если еду в тандеме с напарником, то мы просто уходим на любой другой канал и общаемся там.

Если ты сломался, можно попросить помощи в эфире, но не стоит рассчитывать, что все большегрузы в округе сойдут с маршрута и примчатся к тебе.
Отчасти из-за того, что современные автомобили устроены сложнее и без техника не обойтись. Это раньше можно было весь КАМАЗ на коленке перебрать.

Я стараюсь останавливаться, если вижу, что могу помочь, и если есть подходящее для остановки место. Интересуюсь состоянием водителя, делюсь с ним запасами еды, воды и вещами первой необходимости. Иногда до приезда механика проходит много времени, которое надо как-то продержаться.

Про деньги и профессиональную деформацию

Пересаживаться после рейса на легковой автомобиль нелегко: низкая посадка и не самые приятные ощущения по части эргономики. Ну и, конечно, привычка: в городе все время порываюсь включить горный тормоз, которого на легковушках не бывает, а вместо этого включаю дворники. Или беру неприлично большой радиус при парковке.

В России я проехал почти все дороги от Крыма до Ухты. Больше всего люблю ездить в Республику Коми, там свободные дороги. Меньше всего нравятся рейсы в Москву — большой поток, плохие дороги и временные ограничения на въезд в город.

Финансовое вознаграждение дальнобойщика зависит от количества пройденных километров.

В среднем мы получаем пять-шесть рублей за километр, за 15-дневный рейс я накатываю около 15–20 тысяч километров.
Я уверен, что наш труд должен стоить дороже, потому что работа связана с риском, мы несем ответственность за груз, за машину и даже за других участников дорожного движения. И платить нужно не за километраж, а за время, проведенное на работе. Например, водитель никак не может повлиять на время загрузки и выгрузки, иногда теряет на этом несколько дней, оплату за которые не получает — он же не за рулем.

В моей компании водители работают по 15–20 дней, а остальную часть месяца проводят дома. У частников и мелких фирм график менее комфортный, они почти постоянно в рейсе.

По закону я должен ехать, ориентируясь на тахограф. Европейский стандарт предполагает 13 часов общего рабочего времени в сутки, из которых чистого вождения — девять часов с перерывами. Остальные четыре часа — это загрузка-выгрузка товара, работа с документами и обслуживание автомобиля. 11–12 часов в сутки отведено на отдых.

На практике все происходит немного в другом формате. Я выхожу на смену, получаю задание ехать на погрузку и координаты конечной точки. Все остальные нюансы поездки я планирую сам. Так как я везу груз опасной категории, у меня есть ограничения по времени. Если ехать слишком долго, битум остынет и выгрузить его будет проблематично. Поэтому я особо не расслабляюсь и еду по 14–15 часов.

В рейсе мой день проходит так: просыпаюсь обычно в 4:00−4:30, умываюсь, пью кофе, завтракаю и выдвигаюсь в путь. Дальше смотрю на свое состояние и решаю, когда остановиться на обед или на отдых. По идее, чем больше проехал, тем больше заработал, но нужно правильно рассчитывать свои силы.

Работники ГИБДД периодически останавливают и проверяют данные тахографа. На мелкие нарушения режима, как правило, закрывают глаза, но можно и штраф получить.

Лично я рекордов не ставлю и стараюсь себя без необходимости не нагружать, чтобы не перегореть. В день прохожу от 700 до 1000 километров.
Если никто не подгоняет, то в районе шести-восьми вечера уже встаю на стоянку и занимаюсь своими делами — моюсь, стираюсь, готовлю ужин.

Чаще всего мы ездим по одному, парные экипажи — редкость. Почти все время приходится проводить в кабине размером два с половиной на два метра: нужно, чтобы напарник подходил тебе по психотипу. Если все получилось и психологических проблем в команде нет, то двое водителей, конечно, пройдут маршрут быстрее. В одной транспортной компании даже есть условие: «Хочешь у нас работать? Приводи друга, вот вам машина для парного экипажа».

Про плюсы, минусы и что дальше

Семья к моей работе мечты привыкла не сразу. Поначалу скандалили, а потом втянулись. Все-таки расстояние подогревает чувства. Мы успеваем соскучиться, но не успеваем друг другу надоесть. Если очень хочется, можно взять семью с собой. Жена со мной однажды ездила, ей понравилось.

В работе дальнобойщика определенно есть минусы: ты устаешь физически и морально, в какие-то сложные для семьи моменты тебя может не быть дома, ты постоянно испытываешь какую-то неопределенность. Знакомое каждому водителю состояние: когда мы дома, мы хотим в рейс, а в рейсе мы хотим домой. Чтобы со всем этим справляться, надо буквально гореть своим делом. Случайные люди у нас не задерживаются.

Я точно знаю, что уже не смогу работать где-нибудь в офисе. И дело не в романтике большой дороги — она заканчивается после первой открученной гайки.
Зато остаются чувство свободы, постоянная смена обстановки и знакомства с новыми людьми.

Так что профессию менять я не планирую, а вот поработать где-нибудь в Европе хотелось бы. К счастью, это вполне осуществимо, так что через несколько лет такой опыт у меня обязательно появится.

Фото: Источник: ati.su

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Сергей Иванов
    Артель АГГА

    По мне так лучше МАНов еще ничего не придумано. TGX мой фаворит https://www.truck.man.eu/ru/ru/longhaul_1/tgx_longhaul_1/overview_tgx_longhaul_1/overview_tgx_longhaul.html мощный, маневренный, а сколько для удобства водителя всего нашпиговано. Я за MAN!

    Какой тягач лучше купить? - выбираем седельный тягач, делимся опытом
    0
    Эдуард Усов
    ИП Горобченко

    Жаль, что на тест-драйве я с разу не понял, что за ведро собираюсь купить. На цену повелся думал сэкономлю и на оставшиеся его до ума доведу. Началось все хорошо, но закончилось так себе пришлось избавляется от этого троглодита с расходом по городу под 20. Ужасно сваренную раму, которая от малейшего перегруза по шву может лопнуть, а тут и попасть можно ведь заявленную грузоподъемность он не тянет. Брал я его исходя из заявленных возможностей, а на деле он даже их потянуть не может.

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Михаил Пен
    Ltd. Crafter

    В компанию грузоперевозок срочно требуются:
    Водители на грузовых автомобилях
    Для записи на собеседование переходи по ссылке: cutt.ly/Yd13Qq8

    Обязанности:
    -Своевременная подача а/м на загрузку и выгрузку
    -Перевоз груза и обеспечение его сохранности
    -Обеспечение технического контроля автомобиля

    Требования:
    -Наличие водительского удостоверения кат. «Е» карта СКЗИ, медицинская справка;
    -Стаж категории «Е» от 1 года;
    -Опыт работы в междугородных перевозках;
    -Отличное знание ПДД
    -Ответственное отношение к технике;
    -Внимательность на дорогах;
    -Выносливость и готовность к нагрузкам;

    Мы предлагаем:
    -Работу на новых автомобилях (КАМАЗ 2020 года, тент штора);
    -График работы: 30\10;
    -Официальное трудоустройство;
    -Оплата платных дорог, моек, стоянок;
    -Стабильную круглогодичную работу;
    -Отсутствие задержек по оплате (выплаты 2 раза в месяц);

    После заполнения анкеты с вами свяжется менеджер, ответит на интересующие вас вопросы и пригласит на собеседование.

    ТОП-10 групп для дальнобойщиков во ВКонтакте и Одноклассниках
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    И что на этом гибриде возить? Там надо раму у профи менять, какой инженер на заводе решил, что если на патриотовскую усилений наварить то она станет грузовой, пусть и полторашкой? Только пиарятся вместо того, что бы сделать нормальную машины www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Куда им гибрид, они бы змз настроили нормально! Без гбо расход просто зашкаливает, 18 литров это не серьезно, учитывая что такой расход даже с тонной. Рама слабая, тут даже экспертом быть не надо, держать то может 1,5 тонны но как долго это вопрос, думаю через год в перевозках она просто прогнется или лопнет www.youtube.com/watch?v=awM8pEYfYFo&t=

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
Прямой эфир
Последнее в рубрике «Новости грузоперевозок и логистики»
Все материалы