1
10 декабря 2019

Маркер экономики. Почему падает объём перевозок и о чем это говорит



Профессор ВШЭ Олег Матвейчев уверен: сокращение объема грузоперевозок – сигнал, предупреждающий о грядущем спаде российской экономики.

В статье, опубликованной «Газетой.ру», эксперт обрисовал нерадужные перспективы российской экономики. По мнению политолога, сокращающийся объем грузоперевозок может стать прологом для нового витка экономического кризиса.

Что не так?

Индекс деловой активности PMI обрабатывающих отраслей за ноябрь снизился на 1,6 балла, с 47,2 до 45,6 пункта – это худший результат за последнее десятилетие. Индекс активности в сфере услуг также снизился, правда не так сильно – на 0,2 балла.

В октябре на 0,5% сократился усреднённый объём промышленного производства: причины – падение спроса внутри страны и сокращение экспорта.
И если сокращение экспорта объясняется торговыми войнами и ограничениями, то спад внутреннего потребления, уверен Олег Матвейчев, вызван, в первую очередь, снижением инвестиционной активности. Банки не торопятся выдавать кредиты предприятиям реального сектора экономики, хотя Центробанк их всячески к этому подталкивает. Из-за этого в обрабатывающих отраслях отсутствуют сколь-либо заметные проекты, позволяющие предприятиям развиваться. Результат такого положения дел – стагнация экономики.

При этом данные Росстата противоречат показателям деловой активности. Объяснить это можно разными методиками расчетов: федеральная служба учитывает весь объём производимой продукции, в том числе тот, который опережает спрос.

Причины и следствия

Чтобы увидеть конкретные области, в которых наблюдается снижение спроса, и понять его причины, Олег Матвейчев предлагает обратить внимание на статистику перевозок различными видами транспорта по отдельным категориям грузов.

Региональные перевозки по водным путям за 10 месяцев текущего года упали на 6,7%. Главная причина просадки – неурожай и падение экспорта зерновых культур.

Погрузка цемента на сети РЖД в ноябре в сравнении с ноябрем прошлого года снизилась на 11,1%. В данном случае причина – снижение активности на рынке строительства жилья, связанное с изменениями в законодательстве, которые заставили крупнейших игроков сосредоточиться на завершении текущих проектов и отложить новые до лучших времён.

Перевозка леса по железным дорогам снизилась почти на 20%: это обусловлено падением спроса на внешнем и внутреннем рынках, а также введением квот на вывоз древесины из ДФО.

Погрузку на сети РЖД эксперт предлагает рассматривать в качестве универсального маркера состояния экономики: и в 2008, и в 2012 годах подобные просадки происходили в преддверии серьёзных экономических потрясений.
Данные за текущий год также не обнадеживают. Общий объём погрузки за ноябрь (105,5 млн тонн) сократился почти на 2% в сравнении с прошлогодним показателем. В годовом выражении отставание составляет около одного процента.

Такая же ситуация характерна и для других видов транспорта. Воздушные грузоперевозки сократились на 4,1%, автомобильные – более чем на 1%. Эти данные свидетельствуют о спаде производства.

Снижение объемов грузоперевозок объясняется не только спадом производства. Несмотря на торговые ограничения, российская экономика тесно связана с экономикой мировой. А глобальные тенденции тревожны: к примеру, данные опроса GECS свидетельствуют о самом низком за последние 8 лет уровне экономической уверенности. Отсутствие роста демонстрируют индексы PMI в США и Евросоюзе.

Основным фактором, негативно влияющим на мировую экономику, аналитики называют торговую войну между США и Китаем. Эксперты уверены: когда Вашингтон и Пекин смогут найти общий язык, ситуация стабилизируется. Но до тех пор рынки замерли в ожидании; в их числе – российский рынок нефти, экспорт которой в ноябре упал на 4,2% в сравнении с АППГ. Это сказалось на объеме железнодорожных перевозок сырья.

По мнению Олега Матвейчева, правительству следует заниматься улучшением инвестиционного климата, предоставлять промышленности налоговые и другие льготы, вовлекать банковский сектор в реализацию бизнес-проектов. Эксперт отмечает, что важно не просто исправить ситуацию, а выработать комплекс мер, который поможет предотвратить её повторение в будущем.

Фото: Источник: ati.su

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Кабину сделали, а болячки детские так и не устранили. Как расход был 18 литров так и остался, как рессоры слабые были так и есть. Качество сборки все то же, через заднее место собирают! Полуоси на сухом асфальте рвет стоит чуть резко тронуться, раздатка гудит! www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    И что на этом гибриде возить? Там надо раму у профи менять, какой инженер на заводе решил, что если на патриотовскую усилений наварить то она станет грузовой, пусть и полторашкой? Только пиарятся вместо того, что бы сделать нормальную машины www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Куда им гибрид, они бы змз настроили нормально! Без гбо расход просто зашкаливает, 18 литров это не серьезно, учитывая что такой расход даже с тонной. Рама слабая, тут даже экспертом быть не надо, держать то может 1,5 тонны но как долго это вопрос, думаю через год в перевозках она просто прогнется или лопнет www.youtube.com/watch?v=awM8pEYfYFo&t=

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Александр Синеглазов
    ИП Синеглазов

    Все-таки ЧМЗАПовский самосвальный полуприцеп будет выгоднее взять www.cmzap.ru/catalog/samosvalnyie-polupritsepyi/polupritsep-samosval-chmzap-9520-po-spetsifikatsii-022-ppch.html

    Тонар представил три новые модели полуприцепов
    0
    Андрей Петренко
    Физ. лицо

    Где изменения то на этом профи чтобы было за что деньги платить. Кузов устарел морально. Сделано всё ну максимально неудобно. Гофра не до конца изолирует проводку, в результате чего на провода попадает снег и грязь, горлышко бака максимально неудобноо — даже из канистры не заправишь без танцев с бубном. Тент шторой и на морозе колом встаёт. Видимо у нас не покупает никто это эти Уазы в здравом уме вот и решили в Мексику поставлять. www.youtube.com/watch?v=ptl24XNEFuI

    "УАЗ" поставит почти 50 машин в Мексику до конца года
    0
Прямой эфир
Последнее в рубрике «Новости грузоперевозок и логистики»
Все материалы