1
10 декабря 2019

«Мусорный» форсаж: новый облик оператора мусоровоза



До старта так называемой мусорной реформы люди в своей повседневной жизни мало задумывались об отходах. Собирали мусор в пакет, выбрасывали его — и все. Куда он девался дальше, было не особо интересно. Но если отходы не вывозились, например, неделю, в жару, весь этот скопленный мусор грозил маленькой экологической катастрофой.

Сегодня меняется сам принцип сбора отходов: мусор становится ресурсом для вторичного сырья и переработки в новую продукцию. Появляются раздельные контейнеры, за которыми приезжают разные мусоровозы, и отходы везут не на свалки, а на специальные комплексы сортировки. Меняется и профессия обычного водителя мусоровоза — скорее, он уже оператор специализированного авто, оборудованного датчиками и программным обеспечением для лучшей логистики вывоза отходов.

ерой нашей публикации как раз оператор мусоровоза, 33-летний Степан Стариков из компании «Эколайф» — генерального возчика «РТ-Инвест». В его профессии мало дорожной романтики, но есть ответственность и интерес к любимому делу. К тому же именно благодаря таким простым труженикам наши города ежедневно очищаются от сотен тонн бытовых и производственных отходов.

Путь с детства

Степан родом из города Пугачев Саратовской области. Хотя город этот небольшой, он имеет большую историю. Свое современное название город получил от красного командира Василия Чапаева в честь народного бунтаря Емельяна Пугачева.

Степана можно назвать потомственным водителем. Любовь к технике ему привили еще в детстве дедушка, который в советское время работал трактористом, и отец-дальнобойщик.

«С 1991 года отец всю жизнь посвятил трассе. Поэтому детство было такое, что все время приходилось помогать ремонтировать машины. Бывало, в рейсы с ним ездил», — вспоминает Степан с улыбкой. После армии он и сам сел за руль принадлежащей отцу грузовой фуры марки Freightliner — развозил грузы по России. Самой дальней точкой его путешествий стало Кемерово в Западной Сибири.

В 2012 году в поисках более стабильной работы Степан приехал в Москву, где теперь и работает вахтовым методом: две недели через две.

Компактный и маневренный

Компания «Эколайф», где сегодня работает Степан, осуществляет вывоз основных видов отходов, в том числе строительного, крупногабаритного мусора и твердых коммунальных отходов. В парке компании несколько типов машин, которые позволяют решать все виды транспортных задач — от обслуживания тесных городских дворов до вывоза отходов для дальнейшей сортировки и утилизации.

Рабочий день оператора мусоровоза может начаться с четырех, пяти или шести утра, в зависимости от назначенного маршрута, и длится 12 ч, пока тонны отходов не будут вывезены в пункты сортировки. «Каждый водитель на своем маршруте знает, во сколько он может проехать до нужных ему контейнеров, — поясняет Степан, — потому что если он приедет туда на час раньше или позже, там может быть уже все запарковано и проехать будет невозможно».

На новом месте работы Степан сразу же пересел на технику немецкого концерна MAN. Его первым «железным конем» стал мусоровоз компакт-класса с кузовом объемом 15 куб. м на двуосном шасси грузовика MAN TGM 19.250. Эта машина с задней загрузкой оборудована специальными гидравлическими захватами грузоподъемностью 550 кг, которые поднимают контейнеры и ссыпают мусор в кузов.

Внутри кузова находится мощный механизм прессования, который может создавать нагрузку в 32 т. Это позволяет спрессовывать отходы в семь раз! В день, по словам Степана, такая машина собирает по 100 евроконтейнеров — это 2–3 т пластика и 7 т коммунальных отходов.

«Машина — огонь! — делится впечатлениями Степан. — Компактная, но емкая, надежная и очень маневренная, что не раз выручало в узких дворах, заставленных автомобилями. Плюс очень помогает камера заднего вида».

Уложиться в график

Работу водителей коммунальной техники можно сравнить с работой ювелира: для того чтобы проехать по узким дворам в нескольких сантиметрах от частных автомобилей и никого не задеть, нужны не только хорошие маневренные машины, но и большой опыт.

Решать ребусы с маневрированием операторам мусоровозов помогают напарники грузчики. Но бывает и так, что задача просто неразрешима, и тогда экипажу спецмашины приходится возвращаться по этому же адресу в течение дня в надежде, что мешающие автомобили убрали. Или тягать контейнеры вручную, если дело касается легких по весу отходов, например пластика.

Особо узкие места, по словам Степана, встречаются в Подмосковье в густонаселенных городах Одинцово, Химках, Красногорске и Домодедово. В повседневной работе он часто сталкивается с недовольством местных жителей, которые не хотят уступать дорогу спецтранспорту. Кроме того, водителям мусоровозов, как и всем остальным участникам дорожного движения, приходится стоять в долгих пробках или проходить проверку патрульными ДПС.

Но не зря же при приеме на работу со спецтехникой работодателем обязательно учитывается уровень профессионализма водителя и накатанный километраж. «Самое важное в этой профессии — большой опыт, огромный запас терпения и чувство юмора, — смеется Степан. — Без этого никак».

Грузовой форсаж

Помимо двуосной машины молодой водитель садился за руль мусоровоза и на базе трехосного шасси MAN. С этой моделью у Степана связано немало забавных случаев.

«Те автомобили, у которых задние подруливающие колеса, — они вообще классные, — рассказывает он. — Такие машины могут даже на месте разворачиваться. Был такой случай у меня, надо было развернуться во дворе. Приметил я площадку побольше и думаю, сейчас за два раза — один налево, второй назад — развернусь. Просто руль до конца вывернул и не ожидал — машина на месте развернулась. Я был в шоке, так даже легковой автомобиль не сможет.

Еще один случай был на переезде в районе Красногорска. Я выезжал с второстепенной дороги на главную и увидел, что меня пропускает другой водитель. Я только выехал, чуть руль повернул и вмиг уже в полосе стою, сам не понимая как. Тот водитель равняется со мной и показывает большой палец вверх — мол, класс».

По горкам полигона

Всего у Степана три категории прав — В, C и E. Последняя категория позволила ему недавно пересесть на более тяжелую технику с прицепом: четырехосный крюковой погрузчик на базе шасси MAN TGS 41.440 с двигателем мощностью 440 л. с. и с установленным на нем евроконтейнером.

Крюковые погрузчики с автоматизированной подъемной системой сменных кузовов позволяют эффективно использовать время работы MAN TGS, что в свою очередь увеличивает оборот специальных металлических контейнеров объемом 20 куб. м для вывоза крупногабаритных и строительных отходов.

В отличие от двуосных автомобилей, которые транспортируют все собранные отходы только до центров сортировки мусора, то есть ездят по асфальтированным дорогам, такие крюковые погрузчики могут заезжать прямо на полигоны, где царит бездорожье. В России по-прежнему количество свалок еще велико, и работы для таких машин хватает.

«Из четырех осей две передние управляемые, этот грузовик дорогу хорошо держит, — поясняет Степан. — На полигоне новичкам, конечно, с ним может быть непросто, но большой плюс, что он высокий, — едешь и не переживаешь, ведь на свалке всякое может валяться на пути: доски, детали поломанной мебели».

Еще одним большим преимуществом крюкового погрузчика MAN TGS 41.440 является «горный» тормоз моторного типа. Это очень выручает в условиях бездорожья свалок, где иногда приходится спускаться под уклон. А за счет торможения двигателем увеличивается срок службы тормозной системы транспортного средства.

Определять по звуку

Вопрос престижности или непрестижности профессии оператора мусоровоза перед Степаном не стоит. Его больше волнует стабильность в работе и возможности для дальнейшего роста.

В ближайшем будущем он хотел бы переквалифицироваться на механика. Большой опыт за плечами молодого водителя уже позволяет ему без проблем выполнять различные виды починки — от замены колеса до регулировки клапанов и переборки двигателя.

«Я когда иду мимо наших машин, когда кто-то в рейс едет, кто-то из рейса, сразу слышу, у кого что гремит, вижу, у кого лампочка не горит. Подхожу, советую отремонтировать», — отмечает Степан.

Кстати, как оказалось, работая в «мусорной» отрасли он и сам очень внимательно следить за чистотой машин, на которых работает. «К своей машине отношусь, как к любимой девушке», — шутит Степан, добавляя, что порой за одну вахту у него уходит несколько пачек влажных салфеток на поддержание чистоты в салоне.

В других водителях Степан также приветствует уважение к технике и осуждает тех, кто наплевательски относится к своим авто.

Без интереса никак

«Мусорная» тема не отпускает Степана и дома. Получив немало опыта в этой отрасли, он открыл собственное ИП по сбору отходов в своем родном городе. Правда, за рулем его машины сидит не он, а наемный водитель.

Таким образом, Степан знает свою профессию не только изнутри как наемный сотрудник, но и как работодатель, который хочет, чтобы на него работали ответственные и умелые водители.

Тем же, кто только начинает делать первые шаги в этой профессии, Степан советует научиться разбираться в технике и слушать советы более опытных товарищей, которые знают немало способов облегчить непростую повседневную работу оператора мусоровоза. Ну, и иметь интерес к тому делу, которым занимаешься, — это тоже важно.

Фото: Источник: truckandroad.ru

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Кабину сделали, а болячки детские так и не устранили. Как расход был 18 литров так и остался, как рессоры слабые были так и есть. Качество сборки все то же, через заднее место собирают! Полуоси на сухом асфальте рвет стоит чуть резко тронуться, раздатка гудит! www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    И что на этом гибриде возить? Там надо раму у профи менять, какой инженер на заводе решил, что если на патриотовскую усилений наварить то она станет грузовой, пусть и полторашкой? Только пиарятся вместо того, что бы сделать нормальную машины www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Куда им гибрид, они бы змз настроили нормально! Без гбо расход просто зашкаливает, 18 литров это не серьезно, учитывая что такой расход даже с тонной. Рама слабая, тут даже экспертом быть не надо, держать то может 1,5 тонны но как долго это вопрос, думаю через год в перевозках она просто прогнется или лопнет www.youtube.com/watch?v=awM8pEYfYFo&t=

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Александр Синеглазов
    ИП Синеглазов

    Все-таки ЧМЗАПовский самосвальный полуприцеп будет выгоднее взять www.cmzap.ru/catalog/samosvalnyie-polupritsepyi/polupritsep-samosval-chmzap-9520-po-spetsifikatsii-022-ppch.html

    Тонар представил три новые модели полуприцепов
    0
    Андрей Петренко
    Физ. лицо

    Где изменения то на этом профи чтобы было за что деньги платить. Кузов устарел морально. Сделано всё ну максимально неудобно. Гофра не до конца изолирует проводку, в результате чего на провода попадает снег и грязь, горлышко бака максимально неудобноо — даже из канистры не заправишь без танцев с бубном. Тент шторой и на морозе колом встаёт. Видимо у нас не покупает никто это эти Уазы в здравом уме вот и решили в Мексику поставлять. www.youtube.com/watch?v=ptl24XNEFuI

    "УАЗ" поставит почти 50 машин в Мексику до конца года
    0
Прямой эфир
Последнее в рубрике «Новости грузоперевозок и логистики»
Все материалы