1
14 февраля 2020

Вместо дураков поумнеют дороги



В стране в ближайшие 2-3 года с помощью спутниковой навигации ГЛОНАСС может появиться система «умных» дорог, что должно, по замыслу авторов системы снизить число ДТП. Скептики говорят, что это бабушка надвое сказала, а вот число штрафов может возрасти.

Открытый люк, взгляд из космоса
Сделать дороги «умными» обещают люди из некоммерческого партнерства ГЛОНАСС — федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности (действует на основании постановления правительства РФ. Ярослав Федосеев, пресс-секретарь партнерства ГЛОНАСС, рассказал о том, как это будет выглядеть с точки зрения шофёра за рулем:

«Водитель заблаговременно будет проинформирован системой в свой собственный автомобиль, на дисплей приборной панели или в приложение для смартфона) о приближении пешехода, необходимости предоставления проезда скорой помощи или пожарной, наличии постороннего предмета или открытого люка».

Как уточняет агентство РИА Новости,

«умные» дороги могут появиться уже в ближайшие 2-3 года.

НП «ГЛОНАСС» занимается ими по поручению президента РФ, в рамках платформы «Автодата» Национальной технологической инициативы «Автонет», представителем которой также является г-н Федосеев. «Наша задача — провести комплексную модернизацию интеллектуальной транспортной системы городов, — сообщил он также агентству. По его словам, проект позволит снизить количество ДТП минимум на 20%, а технологически это будет выглядеть так: «Система будет использовать технологии V2X, посредством которых автомобиль взаимодействует с другим автомобилем, окружающей средой и инфраструктурой». В обмен данными будут включены также «операторы управления дорожным движением».

Первым городом, где частично решили исконную проблему «дураков и плохих дорог», так что вместо первых теперь умные дороги (но хорошие ли, умалчивается), стала Самара.

Там, как сообщается, успешно проведено тестирование системы. Поумнеют дороги и в Волгограде, Тамбове, Курске, Орше, а также в Башкортостане, Московской области, Красноярском крае, Ставрополье, Нижегородской и Новосибирской областях. И, конечно, в Сколково.

Сама по себе глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), напомним, это отечественная система навигации с помощью космических средств. Ее основой служат 24 одновременно находящихся на земной орбите спутника. Развитием системы занимаются «Роскосмос», АО «„Информационные спутниковые системы“ имени академика М. Ф. Решетнёва» и АО «Российские космические системы».

IQ на км

С формальной точки зрения идея разумная, благая и в духе мировых трендов, и сомнений в необходимости таких решений у нас нет, комментирует предложение вице-президент по развитию тематики Meta System Алексей Шипулин. Но названные сроки видятся ему чересчур оптимистичными, так как на внедрение подобных проектов, по оценкам, требуется не менее 5-6 лет.

Создание сетей «умных дорог» и развитие беспилотного транспорта (как грузового, так и пассажирского) – это направление, которое активно развивают все ведущие страны мира, в том числе и Россия, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Помимо самих дорог, которые должны быть просто ровными и качественными, здесь важную роль имеет разработка цифровой инфраструктуры. Имеется в виду создание сети «бесшовных» перевозок между регионами, единое цифровое пространство, возможность для пользователя оформить заказ на доставку чего-либо, используя смартфон и т.д.

В настоящее время, рассказывает эксперт, в России разными компаниями тестируются программные продукты и беспилотные автомобили (пока в рамках полигонов или на выделенных полосах), делаются выводы и вносятся корректировки. В окончательной стадии готовности находится разработка системы пломбирования для грузовых фур (в программе сосредоточена вся информация о грузе), разрабатывается структура цифровой платформы для всей транспортной отрасли. Здесь пока главной проблемой остается вопрос совместимости и взаимосвязи между российской системой и платформами других стран (и пока эта проблема не решена, что сводит усилия на нет).

Для единой транспортной цифровой системы необходимо создание не только глобального цифрового пространства, но и одинаковой логистической среды и создание единых правил, уверен Артем Деев. Вероятнее всего, полагает он, в течение ближайших 2-3 лет все же могут появиться «умные дороги» в наиболее развитых российских мегаполисах и их пригородах, а также на самых масштабных автотрассах страны. И только затем, постепенно, эта система должна распространиться по стране (но для этого прежде должна быть создана система просто хороших дорог с качественным покрытием, что есть далеко не везде).

Обратная сторона Луны?

Надо признать, говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, что это достаточно оригинальное и даже остроумное решение извечной проблемы «двух Д» (дураки и дороги), однако, увы, ничего, кроме горькой усмешки, оно пока что не вызывает. Создание сети умных дорог предполагает как минимум их наличие, а по их протяженности страна площадью 17,12 миллионов квадратных километров сопоставима с Японией с ее 377 тысячами.

Общая протяженность дорог в нашей стране (номинальных дорог, то есть нанесенных на карту, а не тех, по которым действительно может проехать автомобиль без применения спецтехники) составляет всего 1,5 млн км. Для сравнения в Китае это 4,8 млн, в Индии — 5,6 млн, в США — 6,7 млн. Единственный показатель, по которому наша страна в дорожном строительстве впереди планеты всей — это стоимость прокладки одного километра качественного дорожного покрытия: по данным Минтранса, стоимость строительства дорожного полотна первой категории (в основном это федеральные трассы) длиной 1 км составляет 53 млн рублей.

Не вдаваясь в подробности ценообразования и того, что львиная доля ценовых сговоров на торгах выявляется ФАС именно при определении подрядчиков в дорожном строительстве, можно сказать лишь то, что эти инвестиции из бюджетов всех уровней нужно каким-то образом компенсировать, отмечает Илья Жарский.

Как правило это происходит путем установки везде, где это физически возможно, дорожных камер, фиксирующих нарушения ПДД, а также систем наподобие Платона на федеральных трассах.
Предложенную систему «умных дорог», полагает эксперт, следует отнести именно к этой категории, поскольку де-факто мы говорим о системе, которая будет фиксировать нарушения ПДД даже без использования дорожных камер и инспекторов ДПС. Например, система зафиксировала пешехода, а водитель его не пропустил. Этот факт система, надо полагать, тоже зафиксирует, а дальше на основании этих данных можно выписать ему штраф. Превысил скорость в слепой зоне камер — штраф, не соблюдаешь дистанцию — штраф, проехал на красный — штраф…

В целом ничего плохого в такой практике нет, поскольку побочным эффектом такой монетизации трафика является повышение безопасности дорожного движения, считает Илья Жарский. Однако, увы, далеко не факт, что рост интеллекта дорог приведет к их качественному и количественному росту.

Фото: Источник: expert.ru

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Кабину сделали, а болячки детские так и не устранили. Как расход был 18 литров так и остался, как рессоры слабые были так и есть. Качество сборки все то же, через заднее место собирают! Полуоси на сухом асфальте рвет стоит чуть резко тронуться, раздатка гудит! www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    И что на этом гибриде возить? Там надо раму у профи менять, какой инженер на заводе решил, что если на патриотовскую усилений наварить то она станет грузовой, пусть и полторашкой? Только пиарятся вместо того, что бы сделать нормальную машины www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Куда им гибрид, они бы змз настроили нормально! Без гбо расход просто зашкаливает, 18 литров это не серьезно, учитывая что такой расход даже с тонной. Рама слабая, тут даже экспертом быть не надо, держать то может 1,5 тонны но как долго это вопрос, думаю через год в перевозках она просто прогнется или лопнет www.youtube.com/watch?v=awM8pEYfYFo&t=

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Александр Синеглазов
    ИП Синеглазов

    Все-таки ЧМЗАПовский самосвальный полуприцеп будет выгоднее взять www.cmzap.ru/catalog/samosvalnyie-polupritsepyi/polupritsep-samosval-chmzap-9520-po-spetsifikatsii-022-ppch.html

    Тонар представил три новые модели полуприцепов
    0
    Андрей Петренко
    Физ. лицо

    Где изменения то на этом профи чтобы было за что деньги платить. Кузов устарел морально. Сделано всё ну максимально неудобно. Гофра не до конца изолирует проводку, в результате чего на провода попадает снег и грязь, горлышко бака максимально неудобноо — даже из канистры не заправишь без танцев с бубном. Тент шторой и на морозе колом встаёт. Видимо у нас не покупает никто это эти Уазы в здравом уме вот и решили в Мексику поставлять. www.youtube.com/watch?v=ptl24XNEFuI

    "УАЗ" поставит почти 50 машин в Мексику до конца года
    0
Прямой эфир