1
26 июня 2020

"Набрасывал мысли в блокнот во время стоянок, пока шла погрузка…"



Дальнобойщик из Саранска Алексей Ледяйкин любит свою работу, путешествия и рок-музыку. А еще он пишет рассказы, один из которых недавно опубликовала местная газета.

В редакцию Саранского издания «Столица С» пришло письмо от дальнобойщика Алексея, написавшего рассказ, основанный на реальных событиях. Водитель решил поделиться своим творчеством с корреспондентом любимой газеты: тот взял у него интервью, а мы приводим его без купюр.

Иллюзий к дальнобойщицкому писательскому таланту, признаться, я не питал, но подумал, что от меня не убудет, если пробегусь по рассказу. Но уже через полчаса я был в таком восторге от произведения (если коротко — то это описание случая, который произошел с Алексеем, когда он вместе с коллегами-водителями отдыхал на реке Волге в Ульяновской области и едва не погиб; выдержки из рассказа — в отдельной вкладке), что решил сделать интервью с автором. Потому что такие интересные люди наперечет.

Первый вопрос: почему ты написал мне с просьбой прочитать твой рассказ?

— Ответ простой. Твое имя мне известно, потому как я люблю читать «Столицу С». Читаю с детства. Твои статейки мне интересны, потому что в них есть история, есть путешествия, есть рассказы о каких-то интересных людях и все такое. Всегда было интересно читать именно эти статьи. Не политику, не криминал, а вот именно про историю города, историю республики, про интересных людей и интересные места. Хоть я с тобой и знаком, получается, заочно (смеется — ​«С»), но среди моих знакомых только ты — ​пишущий человек. Потому выбор и пал на тебя.

Ты сказал об интересных людях… Теперь ты сам оказался таким для меня. Дальнобойщик-писатель — ​это, конечно, не удивительно… Хотя нет, удивительно. Как ты вообще взялся за ручку? Или ты на компьютере текст набирал?

— Не, сначала в блокнот. Набрасывал мысли во время стоянок, пока шла погрузка-выгрузка, или просто во время отдыха. Потом уже я просил знакомого, чтоб он перевел это в электронный вид. То есть перепечатал. У меня у самого мало времени, дома почти не бываю, а когда бываю, хочется побольше находиться с детьми, с семьей. Почему вообще решил написать об этом рассказ? Потому что история эта, которая со мной произошла… Как бы… (Задумывается — ​«С».) Ну, засела мне в душу. Она не рядовая. По крайней мере, для меня. Может, кто-то и большее потрясение в жизни испытывал, но для меня это была нештатная ситуация. Случилась она еще 8 лет назад, но все это время я хотел отразить ее на бумаге. Чтоб не просто только в памяти была. Хотелось поделиться с людьми.

А где ты впервые опубликовал рассказ?

— Вообще я никуда не планировал выставлять. Но меня убедил друг Евгений Тишонков. Он, кстати, твой подписчик в ВК. «Зачем ты все это писал, если нигде не хочешь публиковать?!» — ​сказал он мне. Женя создал паблик «Творческий уголок» (он сам пишет маленькие зарисовки) и туда в октябре прошлого года поместил мой рассказ. Вот так. У нас с Женей еще есть опыт совместного творчества. Я, когда служил в армии, занимался стихоплетством. И по возвращении домой показал эти стихи Жене, который тогда писал музыку. И мы записали совместный полноценный альбом: мои стихи, его музыка.

Можешь какой-нибудь стих вспомнить того периода?

— Не! В памяти не осталось. Страница перевернута. Хотя эти песни где-то на флешке есть…

Слушай, вот насчет твоего рассказа… Ведь все там правдиво, ничего ты не добавил?

— Все — ​100 процентов правда. Даже, может быть, я где-то чего-то недописал. Какие-­то переживания забылись.

А твои товарищи с маршрутной грядки читали рассказ?

— Нет, не читали. Я им говорил, но из трех человек один вообще с Интернетом не дружит, хотя ему интересно было бы прочитать. Он меня все просит ему на бумажках принести, но то я забываю, то еще что… С другим мы вообще не общаемся с тех пор, как я «Газель» «забросил». Олег, второй главный герой рассказа, как-то без энтузиазма отнесся…

Эти люди до сих пор на маршруте в Саранске работают?

— Игорь — ​да. Олег на большой автобус перешел, маршрута № 8, кажется.

С лидером группы «Чайф» Владимиром Шахриным. Фото: Соцсети

Расскажи о том периоде своей работы, когда происходит действие рассказа. Как ты вообще оказался за рулем маршрутки?

— По первой профессии я сварщик, выпускник Саранского машиностроительного техникума. До этого учился в саранской школе № 28. После армии уехал на заработки в Московскую область, где и жил несколько лет. Но вот настал кризис 2008 года, и мне пришлось вернуться в Саранск. На тот момент у меня были некоторые накопления. Я все думал, куда мне их пристроить, чтоб не пропали. Побегал-побегал, работы нет… Тут узнал, что один мой однокурсник владеет тремя «Газелями» на маршруте. Одну из них я купил. Вот так стал газелистом, проработав три года на маршруте № 32, до зимы 2012 года… Потом стал персональным водителем в Центре практического обучения специалистов сельского хозяйства при Минсельхозе РМ. Спустя два года ушел оттуда, став дальнобойщиком.

Вообще дальнобой — ​это мечта детства, если честно. Этой профессией грезил лет с шести. С завистью смотрел на проезжающие мимо грузовики.
Мой отец был сварщиком, и я хорошо помню, как однажды подхожу к дому, а возле стоит грузовик. Я так обрадовался, почему-то решил, что это отцу выдали и он будет ездить на грузовике. Конечно, никто сварщику грузовик не выдавал… Вот с детства я сам мечтал рулить… Но долгое время моя жизнь складывалась так, что я и забыл про мечту. Только когда перестало хватать денег, чтоб обеспечивать семью и детей, я понял, что нужно искать работу прибыльнее. И вспомнил про дальнобой. На завод тогда уже меня было не загнать, я поработал водителем, полюбил эту свободу перемещения, путешествия. Поначалу устроился в «МВС-Авто», Саранск. Сейчас тружусь в компании «Дентро», у меня нет своего грузовика.

«Дентро»?! Тогда ты должен помнить мое интервью с пареньком из этой компании, который в Уральских горах своим грузовиком остановил бензовоз без тормозов.

— Читал, конечно. Этот парень у нас уже не работает, уволился.

Жаль…

— Большой бизнес есть большой бизнес.

Это его выбор. Рыба ищет где глубже… Вернемся к тебе. На каком грузовике сейчас работаешь?

— Я тружусь в составе экипажа из трех человек. За нами закреплены две машины: «Скания» и «Мерседес». Езжу абсолютно везде, определенных маршрутов нет. Возим тоже абсолютно все. Сейчас вот привез из Тверской области в Москву соленые огурцы. Что повезу завтра и где окажусь, куда занесет судьба и в какой точке страны буду ночевать — ​понятия не имею.

И в этом есть своя прелесть, согласись.

— (Смеется .) Да-да, конечно!

Я обожаю ощущение новой дороги, с ним ничто не сравнится. Даже когда еду известным маршрутом, бывает, специально сверну там, где еще не ездил…

— Сегодня я проезжал реку Волгу. Если бы ты увидел ее, никогда б не подумал, что это она. Мелочь размером с Саранку. А проезжал я по Тверской области, где Волга берет свое начало. А ведь для обывателя это огромная река! Ты прав, интересно оказываться в новых местах. Я, например, обращаю внимания и на всякие надписи по дороге, таблички. «В этом месте родилась Зоя Космодемьянская»… Блин, интересно! Вообще, у меня очень много историй из моих поездок. Допустим, я был в доме, где родился Гагарин. Потом я был в доме в Смоленской области, где жил и умер человек, который водрузил знамя на Рейхстаг. Не Кантария, а другой… Егоров! Приезжаю я грузиться в какой-то поселок не больше Инсара и вижу табличку. Ну как не сходить, как не посмотреть?! А еще я рейсах во время остановок бегаю. Просто надеваю кроссовки, оставляю грузовик на обочине и делаю пробежку километров на пять-шесть. Тяга к физкультуре у меня от двоюродного брата, который занимался моим воспитанием в деревне. Это он мне вбил в голову: спорт — ​хорошо, курить — ​плохо, пить — ​плохо. Да, я сейчас могу позволить выпить немного алкоголя, но от случая к случаю, только когда это приносит удовольствие. Так вот, без бега я уже не могу. Только вижу какую-то просеку, полевую дорогу, на которую можно свернуть, оставив грузовик… Начал даже размышлять: так, в Тюменской области я бегал, а в Омской еще не бегал, надо где-то найти место. В Мурманске бегал, а в Карелии — ​нет. Ну и так далее (смеется — ​«С»). Одно дело рассматривать красоты из кабины, а другое — ​когда ты пешком по тайге, лесу, вдоль берега реки…

То есть ты в каждом рейсе пытаешься открывать что-то новое?

— Ну, не в каждом, конечно. Есть изъезженные маршруты, где нет ничего интересного… А где-то нет-нет — ​выстреливает, становится интересно. Вот, например, история. Я — ​любитель рока…

«Наше радио» слушаешь?

— Конечно! Так вот, приехали мы на двух машинах в Екатеринбург (я тогда там впервые был). И мы пошли с товарищем гулять. Сели в метро, едем… Спросили у людей, где нам выйти, чтоб попасть в центр. Нам говорят: вот есть три станции, на любой из них сходите, это будет центр. Я товарищу говорю: ну, давай вот на этой выйдем. Выходим… И ты представляешь, Денис? В метро играет… группа «Чайф». В метро. В переходе. Акустический концерт. Они тем самым рекламировали какой-то фестиваль. Ты представляешь, именно в этот день, именно в этот час… Я бы мог выбрать другую станцию, но выбрал именно эту. Это просто здорово. У меня фотка в «Одноклассниках» есть: Шахрин и я. А вот еще у меня с роком история. В 2018 году из Саранска в Казань на грузовике я подвозил перуанских болельщиков — ​парня и девушку. Специально включал им «рашн рок», поставил флешку со своей любимой подборкой. Они, конечно, головами кивали из вежливости, но было видно, что не очень-то понравилось (смеется — ​«С»).

По-английский с ними общался?

— На всяком интернациональном языке. Потому что у меня по английскому в школе тройка была (смеется — ​«С»). Я все, что мог, выдавал перуанцам. Жестами объяснял. Я так понял, что у пассажиров моих тоже тройка по английскому в их перуанской школе была (смеется — ​«С»). Потому что они тоже не очень говорили. Я им покупал пиво опохмелиться. В Саранске их так водкой накачали… Потом мороженым угостил. В Чувашии у одной бабушки купил землянику. Как им сказать, как им объяснить, что это такое?! Кушайте, говорю! Ну у них столько радости было! Подарили мне футболку свою перуанскую, а я им подарил российский флаг, который всегда в кабине возил как талисман. А еще два пионерских значка. Они спрашивают: а что это? Я как-то пытался объяснить. «Коммунизм». «Ленин». «Гуд бой», «гуд гёрл» (смеется — ​«С»).

В завершение спрошу насчет продолжения твоей писательской деятельности. Чего ждать читателям? О чем поведаешь в будущем?

— Есть у меня два наброска. У одного уже есть «скелет» — ​ключевые моменты. Это, конечно, не такой экшн, как в моем первом рассказе, но тоже по событиям жизни, и тоже, думаю, будет интересно. А второй… Планирую уже что-то вроде фантастики. Я еще ни одной буквы не написал, но в голове уже прокручиваю мысли, сюжетную линию. Это будет сборная солянка событий из моей жизни, жизни моих друзей… Приправленная придуманными событиями. Будет несколько сюжетных линий, которые я хочу связать в единое целое. Когда все это соберется в моей голове, начну выкладывать это на бумагу.

Слушай, ну откуда у тебя эта тяга к писательству? Читал много? Сочинения любил писать?

— Читал много, в детстве, да. В школе была учительница, которая, можно сказать, заставляла. А вот сочинения не сказал бы, что хорошо писал. Это знаешь, стандартные советские сочинения на тему «почему вам нравится эта картина». То, что я начал писать… Это развитие моей личности за последние несколько лет. Вот почему-то я к этому пришел.

А какие тебе писатели нравятся?

— Есть мой… я бы не сказал, что кумир… не кумир, но… Писатель, которого я перечитывал уже несколько раз. Это Солженицын. К его стилю, к его мировоззрению я больше тяготею. Мне это нравится.

Я только в прошлом году начал читать «Архипелаг ГУЛАГ». Тяжело идет.

— Когда я первый раз читал «Архипелаг ГУЛАГ», был в шоке. У меня внутри все перевернулось. Мы ж воспитывались советской пропагандой, когда все хорошо, замечательно, красные победили белых, пролетариат восторжествовал…

«Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь, а все другие остальные — ​такое дерьмо…»

— Да-да-да, можно так сказать. Примерно то же самое мы испытываем сейчас. Но ладно, мы сейчас не о политике… Так вот, когда я впервые прочитал «Архипелаг ГУЛАГ», а это было в 2008 году, у меня взрыв мозга просто был… Потом я стал читать остальные произведения Солженицына. Постепенно дома появилось его собрание сочинений. Периодически я перечитываю некоторые из них. Еще любимый писатель, уникум — ​это Жюль Верн. Современных я не читаю. Кстати, у меня был период в жизни, когда я вообще ничего не читал. Это сразу после школы на долгое время. Я тогда вырвался в техникум. В школе ведь заставляли читать, а в техникуме не заставляли. Лет до 25 я не брал в руки книг. А потом стал читать то, что не дочитал в школе, или то, что читал тогда из-под палки. И если первый раз я читал «Преступление и наказание» от нефиг делать, чтоб просто оценку хорошую в школе получить, то потом осмысленно, с интересом… Знаешь, забыл вот название одного произведения… Двухтомника… Мордовский писатель один написал… Дело там происходит в XVII веке… Нижегородская ярмарка, крепостное право… И вот наш мордовский писатель так это все выложил и разложил, что мне показалось, что я реально нахожусь в том времени! Я даже переставал замечать современную действительность. Некоторые части книги меня так захватывали, что я желал, чтоб на моем пути больше светофоров было и чтоб они горели красным дольше. Только чтоб поставить грузовик на ручник и схватиться за книгу, прочитать хоть две строчки!

Это ты тогда уже дальнобоем работал?

— Да-да! Я читал на заправках, на светофорах, в пробках… В Москве, помню, в пробке тянешься, тянешься, а на руле лежит книга… Эх, убей — ​не вспомню этого писателя. Но книги дома лежат, надо посмотреть будет.

Прочитать рассказ «Волга, прости...» можно Вконтакте или на портале «Столица С».

Фото: Источник: stolica-s.su

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Кабину сделали, а болячки детские так и не устранили. Как расход был 18 литров так и остался, как рессоры слабые были так и есть. Качество сборки все то же, через заднее место собирают! Полуоси на сухом асфальте рвет стоит чуть резко тронуться, раздатка гудит! www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    И что на этом гибриде возить? Там надо раму у профи менять, какой инженер на заводе решил, что если на патриотовскую усилений наварить то она станет грузовой, пусть и полторашкой? Только пиарятся вместо того, что бы сделать нормальную машины www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Куда им гибрид, они бы змз настроили нормально! Без гбо расход просто зашкаливает, 18 литров это не серьезно, учитывая что такой расход даже с тонной. Рама слабая, тут даже экспертом быть не надо, держать то может 1,5 тонны но как долго это вопрос, думаю через год в перевозках она просто прогнется или лопнет www.youtube.com/watch?v=awM8pEYfYFo&t=

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Александр Синеглазов
    ИП Синеглазов

    Все-таки ЧМЗАПовский самосвальный полуприцеп будет выгоднее взять www.cmzap.ru/catalog/samosvalnyie-polupritsepyi/polupritsep-samosval-chmzap-9520-po-spetsifikatsii-022-ppch.html

    Тонар представил три новые модели полуприцепов
    0
    Андрей Петренко
    Физ. лицо

    Где изменения то на этом профи чтобы было за что деньги платить. Кузов устарел морально. Сделано всё ну максимально неудобно. Гофра не до конца изолирует проводку, в результате чего на провода попадает снег и грязь, горлышко бака максимально неудобноо — даже из канистры не заправишь без танцев с бубном. Тент шторой и на морозе колом встаёт. Видимо у нас не покупает никто это эти Уазы в здравом уме вот и решили в Мексику поставлять. www.youtube.com/watch?v=ptl24XNEFuI

    "УАЗ" поставит почти 50 машин в Мексику до конца года
    0
Прямой эфир