1
7 сентября 2020

ГАИ против ГИБДД. Cравниваем штрафы в СССР и сейчас



Впервые за 30 лет российская санкционная политика в отношении нарушителей ПДД перешагнула черту увещеваний и по некоторым позициям сравнялась со штрафами советского периода.

Для сравнения соотношений по нарушениям возьмем 1990 и 2020 годы. В рассматриваемые периоды самая крупная расплата доставалась тем, кто управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Тогда и сейчас эта сумма не имела минимальной или максимальной градации — единая шкала с конкретным размером взыскания. Повторное наказание не в счет. В 1990‑м попавшегося первый раз за езду в нетрезвом виде наказывали штрафом в 200 руб., что практически соответствовало средней месячной зарплате по Союзу (248,4 руб.).

Относительно доллара сравнивать упомянутую сумму финансовой порки некорректно, поскольку у Госбанка СССР по официальному курсу шла одна политика, черный рынок оценивал заокеанскую валюту по-своему, а на прилавке кооперации мясо или сало уже отпускалось по собственному ценнику. Потому отойдем от сложившейся традиции все примерять к шелестящей «зелени» и справедливости ради возьмем за отправную точку сопоставления натурпродукт. Сравниваем. За 200 руб. в 1990 году получилось бы взять 86,9 кг самой настоящей «Докторской» по 2,30 советских рублей за кило. Упомянутой суммы также хватило бы для покупки свиной тушки весом 95,2 кг по цене 2,1 руб./кг.
В настоящее время штраф 30 000 руб. за такой же проступок в первый раз по эквиваленту соответствует покупке 125,5 кг свинины. Это если бы вы делали покупку в торговой сети эконом-класса столичного региона в середине августа по цене 239 руб./кг. Магазины с более высокой накруткой розничных цен в расчет пока не берем.

Таким образом, пьяный за рулем за один штраф лишает себя, условно говоря, почти 20‑месячной порции мяса.
Рекомендованная диетологами норма составляет не менее 75 кг мяса на человека в год, то есть где-то 6,25 кг в месяц. Сопоставлять современный штраф с «Докторской» не будем, поскольку от настоящей колбасы той далекой поры сейчас осталось только название.

Для гурманов найдем другое сравнение. Если, к примеру, взять картошку по 11 коп./кг в 1990 году, то на 200 руб. тогда выходило 1818,2 кг клубней среднего размера. В предпоследний год советской власти была еще в продаже более дорогая отборная картошка по 15 копеек, ее получилось бы купить чуть меньше — всего 1333,3 кг, но и этого количества хватило бы семье из четырех человек на три зимы. Сейчас за 30 000 руб. купить получится меньше — около тонны клубней, дорогой пошел овощ. Но, условно, на две зимы с небольшим тоже хватило бы.

Не следует забывать, что 30 лет назад уличенного в пьяной езде человека, будь он за рулем мотоцикла, легковушки, грузовика или автобуса, лишали водительских прав как минимум на 12 месяцев, хотя могло быть и три года. В настоящее время такого нарушителя сперва ограничивают в вождении ТС на полтора-два года, а при повторном правонарушении — на три.

Что касается санкций за повторное нарушение, то советские меры наказания были не очень-то гуманными к севшим за руль в нетрезвом состоянии. Особенно это касалось водителей, имеющих водительское удостоверение с разрешающей отметкой в графах С, D и Е: у повторно уличенных в течение года профессионалов отчуждали права на срок от трех до пяти лет.

Водители «Совтрансавто» уже после первого сигнала из ГАИ вообще лишались «хлебного» места без возможности восстановления в рядах элитного состава, работающего на международных маршрутах.

Если автолюбители и хорошо характеризующиеся по работе водители развозных грузовиков еще могли отделаться штрафом, то к водителям автобусов очень часто и без рассмотрения каких-либо смягчающих обстоятельств применялась статья 211.1 УК РСФСР, предусматривающая наказание в виде лишения свободы на 1 год или исправительных работ сроком до 2 лет. Кормилец, находящийся на «казенных харчах» целый год, по состоянию на 1990 год в среднем до этого получавший в кассе автопредприятия каждый месяц 280 руб., лишал семейный бюджет дохода в 3360 руб. За такие деньги, если добавить 140 руб., можно было бы купить однокомнатную квартиру или же автомобиль ЗАЗ-968. Нынче при изъятии прав на полтора года водитель автобуса при среднемесячной зарплате по России 48 310 руб. за этот период недосчитается заработка в семейном бюджете 869 580 руб. Приплюсуйте сюда еще 30 000 руб. на уплату штрафа за управление транспортом в алкогольном состоянии. За такие деньги можно купить Lada Vesta Cross в начальной комплектации.
ЭX, РАЗ, ЕЩЕ РАЗ…

В настоящее время за повторную езду в нетрезвом виде выписывают штраф в размере 50 тыс. руб. На эти деньги можно купить 209,32 кг свиного охлажденного окорока без кости. Действующая российская величина взысканий за управление транспортом в пьяном виде по денежному выражению еще далека от европейской, а вот в натурпродуктах опередила — покупная способность разная.

В плотном транспортном потоке не до скорости, главное не зазеваться и не оказаться на перекрестке в случае образовавшегося затора. Такого в Правилах 30‑летней давности не было…

В Германии при уровне алкоголя в крови свыше 0,5 промилле (не более 0,5 л пива или бокала вина) водитель на первый раз подвергается штрафу 500 евро. По курсу ЦБ на середину августа это соответствует 43 412 руб. Повторное вождение автомобиля в нетрезвом виде там карается штрафом в 1000 евро и лишением прав на срок до 3 месяцев. Есть наказание и за третье нарушение — 1500 евро и лишение права управления автомобилем на срок свыше 3 месяцев.

Сравним, что теряет при повторном нарушении немецкий и российский водитель. У нас повторный штраф составляет 50 000 руб., или 578,6 евро. За эту сумму в супермаркете эконом-класса можно приобрести 209,32 кг свиного мяса. В Германии штраф за повторное управление в пьяном виде составляет 1000 евро, за которые в обычном немецком продуктовом магазине можно приобрести 154,09 кг отборной свинины. Разницу уловили?

Не забываем, что в Германии ко всем видам нарушения также насчитываются баллы в водительской картотеке, которые по своему санкционному значению серьезнее штрафов: стоит набрать 8 баллов и — прощай права.
К слову, эту накопительную схему немцы позаимствовали у нас. В России ее отменили, но все возможно. Не стоит радоваться за немцев по поводу короткого двух- или трехмесячного лишения прав. Это всего лишь разминка в порке: если содержание алкоголя в крови будет 1,1 промилле и выше — вы преступник, а ваше деяние считается уголовно наказуемым и дело рассматривает суд, который может назначить тюремный срок до 5 лет.

Что касается России, то в сравнении с советским штрафом современники по натурпродукту догнали и перегнали предков. Правда, для достоверности сразу нужно разграничить значение терминологии о повторном нарушении. Оно может быть и через три года после первого, когда уже почти позабылось первое нарушение, и штраф будет «мягким» — 50 000 рублей. А бывает, что и года не прошло, а срок предыдущего наказания не истек. Вот за такое деяние грозит штраф в минимальном размере 200 000 руб. (2311 евро), а в максимальном — 300 000 руб. (3471 евро), что позволило бы приобрести, соответственно, 836,82 и 1255,23 кг отборной свинины.

Впрочем, штрафа можно избежать: статья 264.1 УК РФ предусматривает замену финансового оброка обязательными работами на срок до 480 часов, принудительными работами или лишением свободы на срок до 2 лет.

ПО ПРЕЙСКУРАНТУ

Самое распространенное по современной статистике нарушение скоростного режима по размеру штрафа преодолело аналогичную карательную меру советского прошлого. Правда, тогда наказание (10 руб.) шло без учета сверхнормативных скоростных величин. В настоящее время относительно превышаемого порога дозволенного введена градация по возрастанию взыскиваемой суммы с 500 до 5000 руб.

Водители советской поры, в основном, расплачивались рублем за превышение в населенном пункте или же в зоне действия знака с ограничением скорости. Их коллеги на современных магистральных, городских грузовиках попадают на такие же «засады». Нарушения предписаний знаков, требований разметки или проезда на запрещающий сигнал светофора тоже не чужды.

Многие считают, что ремень безопасности в автомобиле является современным атрибутом комплектации и на закате советской власти в перечне штрафов он не значился. Не верьте,

обязательное применение ремней в СССР узаконено в 1979 году. Штраф за его игнорирование накладывался легкий — 5 руб., что в эквиваленте равнялось покупке 2,38 кг свинины или примерно 6,4 кг сахара.
К слову, нынче не пристегнутый ремнем водитель или пассажир тоже одно из самых распространенных нарушений. Оно наказывается штрафом 1000 и 500 руб. соответственно.

Для современного водителя подобный эквивалент намного серьезнее, чем коллеге из советского периода, поскольку финансово-продовольственный оброк равен 4,19 кг свинины. Впрочем, относительно европейских штрафов за такое же нарушение наши водители впадут в легкий шок.

В современном списке нарушений и наказаний за несоблюдение требований ПДД есть много позиций, которых в СССР просто не могло быть. К примеру, разговор водителя во время управления ТС по телефону (штраф 1500 руб.), езда на автомобиле с чрезмерной тонировкой (500 руб.), управление ТС без ОСАГО (800 руб.), выезд на перекресток в случае образовавшегося затора (1000 руб.), движение по выделенной полосе для маршрутного транспорта (1500 руб. в Москве и 3000 руб. в Санкт-Петербурге).

Мировая практика показывает, что приростом штрафных санкций и сумм за нарушение ПДД полного успеха ни одна страна не добилась, хотя позитивные результаты есть. Эффективность, в основном, достигается повышением культуры вождения, заботой о водителе в виде предоставления ему дорог хорошего качества и высоких стандартов безопасности на ней, так и инфраструктуры. С другой стороны, водители все больше начали осознавать значимость написанных самой жизнью норм поведения на трассе. И хотя в России желающих раскошеливаться за нарушение ПДД большущими добровольно-принудительными взносами в казну становится все меньше, пресловутое «авось пронесет» по-прежнему бьет по карману, здоровью и даже жизням участников дорожного движения.

Фото: Источник: 5koleso.ru

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Сергей Иванов
    Артель АГГА

    По мне так лучше МАНов еще ничего не придумано. TGX мой фаворит https://www.truck.man.eu/ru/ru/longhaul_1/tgx_longhaul_1/overview_tgx_longhaul_1/overview_tgx_longhaul.html мощный, маневренный, а сколько для удобства водителя всего нашпиговано. Я за MAN!

    Какой тягач лучше купить? - выбираем седельный тягач, делимся опытом
    0
    Эдуард Усов
    ИП Горобченко

    Жаль, что на тест-драйве я с разу не понял, что за ведро собираюсь купить. На цену повелся думал сэкономлю и на оставшиеся его до ума доведу. Началось все хорошо, но закончилось так себе пришлось избавляется от этого троглодита с расходом по городу под 20. Ужасно сваренную раму, которая от малейшего перегруза по шву может лопнуть, а тут и попасть можно ведь заявленную грузоподъемность он не тянет. Брал я его исходя из заявленных возможностей, а на деле он даже их потянуть не может.

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Михаил Пен
    Ltd. Crafter

    В компанию грузоперевозок срочно требуются:
    Водители на грузовых автомобилях
    Для записи на собеседование переходи по ссылке: cutt.ly/Yd13Qq8

    Обязанности:
    -Своевременная подача а/м на загрузку и выгрузку
    -Перевоз груза и обеспечение его сохранности
    -Обеспечение технического контроля автомобиля

    Требования:
    -Наличие водительского удостоверения кат. «Е» карта СКЗИ, медицинская справка;
    -Стаж категории «Е» от 1 года;
    -Опыт работы в междугородных перевозках;
    -Отличное знание ПДД
    -Ответственное отношение к технике;
    -Внимательность на дорогах;
    -Выносливость и готовность к нагрузкам;

    Мы предлагаем:
    -Работу на новых автомобилях (КАМАЗ 2020 года, тент штора);
    -График работы: 30\10;
    -Официальное трудоустройство;
    -Оплата платных дорог, моек, стоянок;
    -Стабильную круглогодичную работу;
    -Отсутствие задержек по оплате (выплаты 2 раза в месяц);

    После заполнения анкеты с вами свяжется менеджер, ответит на интересующие вас вопросы и пригласит на собеседование.

    ТОП-10 групп для дальнобойщиков во ВКонтакте и Одноклассниках
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    И что на этом гибриде возить? Там надо раму у профи менять, какой инженер на заводе решил, что если на патриотовскую усилений наварить то она станет грузовой, пусть и полторашкой? Только пиарятся вместо того, что бы сделать нормальную машины www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Куда им гибрид, они бы змз настроили нормально! Без гбо расход просто зашкаливает, 18 литров это не серьезно, учитывая что такой расход даже с тонной. Рама слабая, тут даже экспертом быть не надо, держать то может 1,5 тонны но как долго это вопрос, думаю через год в перевозках она просто прогнется или лопнет www.youtube.com/watch?v=awM8pEYfYFo&t=

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
Прямой эфир