1
8 октября 2015

Галопом по Европам



29 августа в России отметили День дальнобойщика. Сегодняшний рассказ — об одном из них. За последние 25 лет калининградский дальнобойщик Вацлав Станулевич объехал на фуре пол-России и почти всю Европу. Не обошлось без приключений, хотя сам он утверждает, что «90% историй о работе дальнобойщиков — сказки». Вацлав не пьёт, не курит, матом не ругается, всегда в наглаженной рубашке, знает польский и немецкий.



Он возит грузы по России и Европе уже 25 лет. Когда искали надёжных лю­дей, которые доставят декорации к «Голосящему КиВиНу» через латвийскую границу без при­ключений, выбор пал на него («Голосящий КиВи? Н» — это ежегодный музыкальный фестиваль команд КВН, проводившийся в Юрмале (до 2014 года), а в настоящее время в г. Светлогорске Калининградской области (с 2015 года). Проводится компанией АМиК в рамках сезона Высшей лиги КВН. Ведущий — Александр Васильевич Масляков).

Накануне Дня дальнобойщика водитель ответил журналисту «Аргументов и фактов» на несколько вопросов. Чьи таможенники самые въед­ливые? Как сейчас в Европе встречают машины с россий­скими номерами? И почему ис­чезли очереди на границе?

— Как прошла доставка декораций для «Голосящего КиВиНа»?

Вацлав Станулевич: — Надо было ехать через Латвию. Учитывая, что фестиваль мы у них увели, можно было застрять на таможне надолго. Когда латыши начали досмотр, открыли машину — видят надписи. Спрашивают: «КВН? Светлогорск?». Мы думали, ну, вот, сейчас начнётся. Но люди попались адекватные. Через три часа отпустили. Свою границу проскочили за пять минут. Обычно бывает наоборот: сложнее пройти нашу таможню.

Если, например, с польской стороны оформление занимает 15 минут, у нас — в два-три раза дольше. Всё заполняют в электронном виде, потом на бумажках.

— Говорят, у вас не работа, а сплошные приключения. Хватит на детективный сериал…

— 90% историй о работе дальнобойщиков — сказки. Однажды пытался посмотреть сериал про нас — сплошная романтика и ложь. На самом деле перевозки — серьёзная работа: нужно знать не только правила дорожного движения, но и таможенное законодательство соседних стран, массу нюансов. Хотя от криминала никто не застрахован. С нашими водителями был случай в Германии: встали на ночёвку, а утром просыпаются — голова тяжёлая, деньги исчезли. Вызвали полицию. Оказалось, ночью в кабину запустили газ, и, пока наши были в отключке, их обокрали. Коллеги были не первые, кого ограбили на той стоянке таким способом. Было дело, когда водителя обманули итальянские цыгане: продали ноутбук, а потом оказалось, что в сумке — бумажки.

Кстати, разговоры о братстве дальнобойщиков — не вымысел. Без него — никуда. Как-то у водителя из Смоленска на стоянке в ФРГ украли барсетку с документами. Его подобрал коллега из нашей фирмы. Мы всегда на связи: россияне, белорусы, украинцы — на одной волне. Он спросил, с кем парню по пути. Передавали его, как эстафету, до места назначения.

— Что за границей про нас рассказывают, как принимают?

— В Германии и Польше — неувядающая тема «аннексия Крыма». Рассказывают, крымчане недовольны присоединением к РФ. В Германии долго обсуждали отношения Путина и Кабаевой. История была на первых полосах газет. Некоторые местные жители прямо подходят с вопросом: довольны ли мы своим Президентом? И по лицу видно, что хотят услышать что-то плохое. Но многие немцы, увидев российские номера, наоборот, показывают: мол, Путин — хорошо. У их СМИ Путин вообще — одна из любимых тем. Одни его рисуют монстром, другие — супергероем.

— Куда был ваш первый заграничный рейс?

— Фирма, в которой я работал в начале 1990, собирала здесь насосы. Комплектующие для них возили из РФ, Белоруссии и Литвы. Тогда в стране были сложные времена, а здесь платили оклад 850 марок. Кто ездил по России в те времена, тому уже ничего не страшно. Тогда в государстве не было ни дорог толком, ни указателей. Процветал рэкет. К примеру, встанешь на ночёвку в каком-нибудь городке. Ночью стучат в кабину. Открываешь — там парни спортивного сложения, объявляют, что стоянка платная. И приходилось платить. Оборудованных стоянок с охраной было мало.

Первый загранрейс у меня был в Польшу. Проблем никаких, ведь польский для меня — родной. Родители — поляки. Кроме того, в начале 90-х там к россиянам относились очень хорошо, даже полиция. Если за что-то останавливали, не придирались — слегка пожурят и отпустят. С тех пор я объехал практически всю Европу.

— Что изменилось с тех пор?

— Отношение к нам изменилось. Может, из-за политики. Большинство людей — здравомыслящие, но попадаются неадекватные. Считают, русские виноваты во всём. Три месяца назад меня в Польше остановил полицейский и начал упрекать: мол, вы нас хотите завоевать, санкциями обложили. Штрафа не выписал. Выдал мне эту тираду, вернул паспорт и отпустил.

В РФ сделали почти все федеральные трассы. Но в глубинке всё по-старому. В Тверской области, где я был зимой, вместо дорог — одни ямы. Местами проехать невозможно, и таблички: «Аварийноопасный участок дороги» в десятки километров. В облцентрах большой России можно встретить целые улицы деревянных домов с покосившимися заборами.

В нашей области исчезли очереди на границе, после того как открыли второй пункт пропуска на Гжехотки. Почти не изменились направления грузов. От нас как везли, так и везут в основном торф и лес. А к нам — всё остальное. Я, кстати, покупаю одежду и обувь для семьи за границей, потому что разница в цене сейчас доходит до 50% и, судя по всему, будет увеличиваться…

— Как родные относятся к длительным рейсам?

— Первые лет пять жене Анне было тяжело отпускать меня. Созванивались каждые пять минут. Счета за роуминг приходили астрономические, но потом привыкла. Да я и сам не люблю оставлять семью. Некоторые водители рады из дома уехать надолго. А я наоборот — хочу быстрее вернуться. По пути никуда не сворачиваю. Приключений не ищу. У меня трое детей. Сыновьям — 27 и 7 лет, дочке — 5. Жена — юрист, работала раньше у нас же. Говорит, много положительного слышала обо мне ещё до знакомства. Отмечали День работника автотранспорта, подвёз до дома, так как было по пути. И вот нам уже 10 лет «по пути». В этом году — на юбилей — решили обвенчаться.

Автор: Ванаева О.

4 комментария
Лисенко Павел 9 октября 2015, 16:07 0
Хорошее интервью
Борис Обрушников 9 октября 2015, 16:25 0
Неплохое
Куштар Магометов 9 октября 2015, 16:46 0
Мне тоже понравилось
Константин 9 октября 2015, 16:56 0
Про заграницу можно рассказывать долго

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Кабину сделали, а болячки детские так и не устранили. Как расход был 18 литров так и остался, как рессоры слабые были так и есть. Качество сборки все то же, через заднее место собирают! Полуоси на сухом асфальте рвет стоит чуть резко тронуться, раздатка гудит! www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    И что на этом гибриде возить? Там надо раму у профи менять, какой инженер на заводе решил, что если на патриотовскую усилений наварить то она станет грузовой, пусть и полторашкой? Только пиарятся вместо того, что бы сделать нормальную машины www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Куда им гибрид, они бы змз настроили нормально! Без гбо расход просто зашкаливает, 18 литров это не серьезно, учитывая что такой расход даже с тонной. Рама слабая, тут даже экспертом быть не надо, держать то может 1,5 тонны но как долго это вопрос, думаю через год в перевозках она просто прогнется или лопнет www.youtube.com/watch?v=awM8pEYfYFo&t=

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Александр Синеглазов
    ИП Синеглазов

    Все-таки ЧМЗАПовский самосвальный полуприцеп будет выгоднее взять www.cmzap.ru/catalog/samosvalnyie-polupritsepyi/polupritsep-samosval-chmzap-9520-po-spetsifikatsii-022-ppch.html

    Тонар представил три новые модели полуприцепов
    0
    Андрей Петренко
    Физ. лицо

    Где изменения то на этом профи чтобы было за что деньги платить. Кузов устарел морально. Сделано всё ну максимально неудобно. Гофра не до конца изолирует проводку, в результате чего на провода попадает снег и грязь, горлышко бака максимально неудобноо — даже из канистры не заправишь без танцев с бубном. Тент шторой и на морозе колом встаёт. Видимо у нас не покупает никто это эти Уазы в здравом уме вот и решили в Мексику поставлять. www.youtube.com/watch?v=ptl24XNEFuI

    "УАЗ" поставит почти 50 машин в Мексику до конца года
    0
Прямой эфир