1
8 октября 2015

Как повлияет вступление в силу платы за проезд грузовиков на конкуренцию с ж/д транспортом?



В последние годы железнодорожный транспорт стал всё больше стал специализироваться на перевозках массовых грузов большими партиями на значительные расстояния. В результате этого, а также роста экспортных перевозок, среднее расстояние перевозки грузов с 2006 по 2014 гг. выросло на 23% и достигло 1669 км, а доля низкодоходных грузов (уголь, минерально-строительные материалы и др.) в период с 2003 по 2013 гг. увеличилась с 53% до 57%. Одной из причин является существующая тарифная система на железнодорожном транспорте, которая стимулирует перевозки низкодоходных грузов на большие расстояния.

Однако при этом железнодорожный транспорт постепенно теряет высокодоходные и среднедоходные грузы: в период с 2006 по 2014 гг. железнодорожный транспорт потерял около 60 млн тонн грузов. Таким образом, нельзя не отметить возросшую межвидовую конкуренцию между железнодорожным и автомобильным транспортом. В настоящее время эффективное расстояние межвидовой конкуренции достигает 3000 км. Например, если в 2006 г. железнодорожном транспортом на расстоянии до 1000 км перевозилось 57,6% всех грузов, то в 2014 г. доля в перевозке 49,9%. Объём перевозок на расстоянии до 1000 км за аналогичный период снизился на 16,6% до 686,7 млн тонн в 2014 г.

В текущих экономических условиях при выборе вида транспорта для перевозки товара грузоотправитель, прежде всего, обращает внимание не на стоимость доставки товара, а на другие факторы: скорость доставки, простота оформления необходимых перевозочных документов и соблюдение сроков доставки.

В связи с этим в большинстве случаев автомобильный транспорт при транспортировке грузов на небольшие и средние расстояния оказывается более привлекательным для грузоотправителей. Например, при транспортировке лесоматериалов строительных из Вологды в Москву стоимость транспортировки железнодорожным транспортом оставляет около 527 руб./т, а стоимость транспортировки при использовании автомобильного транспорта около 1300 руб./т. При этом время доставки на железнодорожном транспорте около 7 суток, а на автомобильном – менее суток. При перевозке цемента из Воскресенска в Москву стоимость и время доставки при использовании железнодорожного транспорта составляет около 237 руб./т и 5 суток соответственно, при использовании автомобильного транспорта: около 500 руб./т и 3 часа.

Таким образом, железнодорожный транспорт выигрывает у автомобильного по стоимости перевозки, но значительно проигрывает по времени доставки.

С ноября 2015 г. планируется введение платы за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн, что, в первую очередь, отразится на грузоотправителях, использующих автомобильный транспорт, и разница в стоимости перевозки ещё больше возрастёт. При этом стоимость оплаты 1 км пути остаётся под вопросом. Изначально 1 км пути был оценён в 3,5 рубля. После этого Председатель Правительства РФ Д. Медведев подписал постановление об увеличении стоимости проезда до 3,73 руб./км. Позже Министерство экономического развития Российской Федерации выступило с предложением уменьшить плату до 0,64 руб./км.

Однако введение платы за проезд грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн значительно не скажется на увеличении стоимости транспортировки. Например, на рассматриваемом маршруте из Вологды в Москву при тарифе в 3,73 руб./км стоимость перевозки вырастет на 7%.

Скорее всего на автоперевозчиков в большей степени повлияет последствия контроля перегруза автомобиля и накладных, чем введение платы за проезд.
Таким образом, введение платы за проезд грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн существенно не отразится на сложившейся тенденции к переходу грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный.

Автор: Александр Слободяник — ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ

Автор: Ванаева О.

3 комментария
Лисенко Павел 9 октября 2015, 16:04 0
конечно, повлияет
Борис Обрушников 9 октября 2015, 16:24 0
В негативную сторону
Куштар Магометов 9 октября 2015, 16:46 0
Согласен

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Кабину сделали, а болячки детские так и не устранили. Как расход был 18 литров так и остался, как рессоры слабые были так и есть. Качество сборки все то же, через заднее место собирают! Полуоси на сухом асфальте рвет стоит чуть резко тронуться, раздатка гудит! www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    И что на этом гибриде возить? Там надо раму у профи менять, какой инженер на заводе решил, что если на патриотовскую усилений наварить то она станет грузовой, пусть и полторашкой? Только пиарятся вместо того, что бы сделать нормальную машины www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Куда им гибрид, они бы змз настроили нормально! Без гбо расход просто зашкаливает, 18 литров это не серьезно, учитывая что такой расход даже с тонной. Рама слабая, тут даже экспертом быть не надо, держать то может 1,5 тонны но как долго это вопрос, думаю через год в перевозках она просто прогнется или лопнет www.youtube.com/watch?v=awM8pEYfYFo&t=

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Александр Синеглазов
    ИП Синеглазов

    Все-таки ЧМЗАПовский самосвальный полуприцеп будет выгоднее взять www.cmzap.ru/catalog/samosvalnyie-polupritsepyi/polupritsep-samosval-chmzap-9520-po-spetsifikatsii-022-ppch.html

    Тонар представил три новые модели полуприцепов
    0
    Андрей Петренко
    Физ. лицо

    Где изменения то на этом профи чтобы было за что деньги платить. Кузов устарел морально. Сделано всё ну максимально неудобно. Гофра не до конца изолирует проводку, в результате чего на провода попадает снег и грязь, горлышко бака максимально неудобноо — даже из канистры не заправишь без танцев с бубном. Тент шторой и на морозе колом встаёт. Видимо у нас не покупает никто это эти Уазы в здравом уме вот и решили в Мексику поставлять. www.youtube.com/watch?v=ptl24XNEFuI

    "УАЗ" поставит почти 50 машин в Мексику до конца года
    0
Прямой эфир