1
13 октября 2015

Как сборку легендарного автобуса доверили простой ремонтной мастерской или история создания ПАГ-1



В 50-е – 60-е годы XX века в СССР было обычной практикой для многих министерств организовывать на подведомственных им предприятиях изготовление автобусных кузовов на грузовых шасси (как правило, ГАЗовских, т.к. их было предостаточно). Обусловлено это было в первую очередь тем, что по разнарядке получить автомобиль, а уж тем более автобус, было достаточно проблематично: сказывался и маленький объем выпуска головными автобусными заводами Минавтопрома, и большой спрос со стороны развивающегося быстрыми темпами народного хозяйства.

Вот так и получилось, что в Минводхозе РСФСР, не долго думая, тоже решили создать свой автобус для внутренних учреждений. Почему жребий в выборе места производства автобусов пал именно на ПМЗ, сказать сложно. Но наверняка это было одно из немногих предприятий министерства, которое в прошлом имело опыт в автомобильном деле, ведь до 1967 года завод назывался «Псковские ремонтно-механические мастерские» и занимался среди прочего ремонтом автомобилей. Однако, как потом оказалось, в Минводхозе переоценили этот опыт: ремонт грузовиков и тракторов никак не мог согласоваться с изготовлением автобусов. Заказ на 50 штук показался чрезмерным: на заводе вообще не представляли, как можно на производственной площади всего в 0,22 гектара с нуля создать автобус вагонного типа, да ещё и с цельнометаллическим кузовом. Попытки обоснованно отказаться от заказа не привели ни к каким результатам – в министерстве только пригрозили ответственностью за срыв плана.

За четыре месяца до конца 1968 года необходимо было предоставить уже готовые автобусы. Основной груз всех работ пришелся на маленький штат конструкторов и, в частности, на главного инженера Сербина. Работа закипела вовсю: коллектив завода, осваивая доселе неизведанные горизонты кузовостроения, в итоге смог отчитаться к декабрю лишь за 33 готовых автобуса П-1АГ (такой индекс ему присвоили заводчане — на фото вверху) – план на 50 единиц был сорван. К тому же камнем преткновения стал и сам новоиспеченный автобус.

Как говорится, «первый блин – комом», но, судя по всему, этот ком глубоко застрял у чиновников из Министерства при виде автобуса. Внешние очертания кузова П-1АГ были очень странными. Но нельзя сказать, что это было оплошностью разработчиков. Скорее, это хитрый тактический ход: на предприятии надеялись, что в министерстве всё-таки одумаются и откажутся от столь опрометчивого решения освоить выпуск автобусов на ПМЗ. Однако, решение министерства осталось неизменным – «Автобусу быть!». Вместе с этим оправдались и худшие ожидания заводчан – ко всей прочей номенклатуре выпускаемых изделий (отвалы для тракторов, тракторные прицепы), план производства которых в министерстве так и не снизили, заводу поручили наладить серийный выпуск автобусов – не менее 500 штук в год!



Конечно, речи о том, что П-1АГ годится для серийного производства, идти не могло: на первых изготовленных экземплярах было выявлено множество серьезных недостатков, например плохая жесткость кузова и вентиляция салона, ненадежный и малоэффективный отопитель. Поэтому для серийного выпуска требовалась серьезная доработка конструкции, а, по сути, вопрос стоял о создании совершенно нового автобуса с чистого листа.



Завод готовили к перепрофилированию и реконструкции — теперь автобусы должны были стать основной продукцией Псковского механического завода. Стало совершенно очевидно, что судьба предприятия неразрывно связана с автобусным производством; это понимали и на заводе. Учтя все недостатки своего первого детища, коллектив ПМЗ взялся за конструкторские работы с новыми силами. Пока новый автобус ПАГ-2 был в процессе разработки, из цехов завода выходили малыми партиями автобусы первого поколения П-1АГ на шасси ГАЗ-51А, которые уже назывались ПАГ-1 (ПАГ – Псковский Автобус ГАЗ). Некоторые из них с 1969 года монтировались на шасси ГАЗ-52. В сумме за весь период с 1968 по 1969 год было выпущено 330 автобусов, которые разошлись по всей стране. А с января 1970 года свет увидели первые серийные автобусы ПАГ-2. Они приобрели новый кузов и, что самое главное, были избавлены от многих недостатков своего предшественника.

Фото: из архива Д. Дементьева Источник: http://avto-cccp.ru/

2 комментария
Куштар Магометов 15 октября 2015, 17:33 0
ретро
Сергей 15 октября 2015, 17:39 0
да автохлам уже

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Виталий Гашута
    Физ. лицо

    Как и патриот те же самые проблемы, особенно КПП. Ко всему этому комфорт недоработан, на все сэкономили. www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Илья Коваленко
    Физ. лицо

    С такой рамой и рессорами заявлять такую грузоподъёмность в 1.5 тонны эт уже перебор. www.youtube.com/watch?v=TC1GT4Uq-Fk

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Сергей Новик
    Физ. лицо

    Опыт это всегда хорошо и повышение квалификации не повредит, я считаю. Грузоперевозчики несут ответственность и должны это понимать. Был опыт с компаниями, где не уважают тебя и им вообще всё равно в каком состоянии они груз довозят. Потом обратился в белорусскую, там отнеслись ответственно. gruzon.by/

    Дальнобойщиков хотят оправить на курсы повышения квалификации
    0
    Вадим Бритоусов
    Физ. лицо

    Сколько УАЗы не старались, все равно Профи будет сырой машиной и к тому же ничего не меняется, не улучшается, только цена растет. www.youtube.com/watch?v=qUbqzbkbagw

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Алла Василюк
    ИП Василюк

    Удалите рассылку на почту!

    Какую пользу я получу от Карголинк?
    0
Прямой эфир