Как выбрать стоянку?
Как выбрать стоянку?
Мы используем файлы cookie.
Они помогают улучшить ваше взаимодействие с сайтом.
CARGOLINK
Проверка на прочность:
Чем опасны зимники, связывающие жителей Севера с «большой землёй»
Весна бесповоротно пришла и на Север страны:
В Архангельской области, Якутии и других регионах закрываются или уже закрыты зимники — сезонные «снежные» дороги, которые можно эксплуатировать только при минусовой температуре. В большинстве случаев это единственная связь населённых пунктов с «большой землёй». Мы узнали, как выглядят зимники, как из них вызволяют провалившиеся машины и рассказал, почему их называют «дорогами жизни и смерти».

На огромной территории России большая часть земли находится в условиях Арктики, где нет практически никакой инфраструктуры, и между населёнными пунктами, сёлами и деревнями нет никаких дорог, только направления.

Взять Якутию, самый большой по площади регион РФ: ежегодно там прокладывается около семи тысяч километров зимников, а если ещё проще — они составляют около 60% общей протяженности местных дорог. Значение зимников сложно переоценить, так как в той же Якутии по ним в отдалённые населённые пункты перевозят чуть ли не 80% необходимых грузов (продукты, топливо). В целом почти 20 районов республики имеют сообщение с «большой землей» исключительно благодаря зимним трассам.

В НАО ситуация ещё интереснее: зимник связывает с остальным миром не только отдельные сёла/города, а весь округ (проблему обещает решить постоянная автодорога Нарьян-Мар — Усинск, которая, правда, строится уже с 1991 года). Ежегодно из-за метелей там застревают десятки машин.

Летом населённые пункты окружают дремучие леса и топкие болота, делая путешествие в цивилизацию не просто путешествием, а целой экспедицией (которая северянами воспринимается как норма). Казалось бы, что зимой условия ещё хуже, морозы достигают 50-60 градусов, но тем не менее путешествовать и перевозить грузы по зимним дорогам намного проще, главное — подготовиться к сильным морозам.

Скорее всего, большинство представляют себе зимники как просто утрамбованные дороги. На деле же у них есть чёткие нормативы и классификации (сухопутные, ледяные переправы, просто ледовые; обычные и с продлённым сроком эксплуатации, а также ежегодные и временные (на один-два сезона).

Зимники предполагают для движения две полосы не менее трёх метров шириной, а максимальная скорость на них — 70 км/ч.

Путешествуя по зимникам севера Якутии, я часто слышал от самих якутских дальнобойщиков сравнение зимника с дорогой жизни и смерти. Если бы не они, то во многие населённые пункты стало бы невозможно забрасывать топливо, еду и прочие необходимые предметы быта. С другой стороны, работа дальнобойщиком на зимнике — это непрекращающийся экстрим, и во время нашего автопутешествия к морю Лаптевых мы не один раз встречали тех, кто попал в беду на дороге. Мне даже думать не хочется о том, как люди по несколько месяцев живут на зимнике, вызволяя из ледового плена свои автомобили, и через что они при этом проходят.

Якутские зимники

Немного про дороги, по которым мы ездили. Зимник бывает разным, дорогу прокладывают по болотам, тундре, редколесью и рекам. Зимник, проходящий по замёрзшим рекам, на мой взгляд, самый красивый и самый опасный, но и самый удобный — ехать по льду можно с приличной скоростью, но зато на застывшей реке встречаются пустоты, наледи и провалы… Часть зимника проходила по рекам с очень живописными берегами, летом тут и вовсе сказочная красота, а мы, подгоняемые временем и опасаясь попасть в пургу, проскочили эти края на полном ходу.

По разбитым таёжным зимникам особенно не погоняешь — кочка на кочке и сверху ещё пара кочек. Бывали дни, когда в день мы проходили по 200 с небольшим километров! От бесконечной тряски начинали болеть даже мышцы. Про спину молчу, на остановках приходилось разминаться: мы отжимались, приседали, делали планку и просто ходили, чтобы хоть как то размять мышцы.

Зимник — это не просто направление в снегах и по рекам, а настоящая дорога с указателями и дорожными знаками!

Наиболее зимние дороги распространены, естественно, в северных регионах нашей страны — Архангельская область, НАО, ЯНАО, регионы Байкала, Амур, Якутия, Чукотка и т. д.

Самый длинный зимник (Надым — Салехард) находится в Ямало-Ненецком АО. Его длина — около 300 км. Перед въездом на трассу каждый водитель должен отметиться на КПП, обязательно подготовить средства связи, буксировочный трос, лопату, топливо, тёплые вещи, а также запас еды и воды хотя бы на пару дней.

Море Лаптевых — безжизненная пустыня, по которой местами можно было разгоняться до 100 км в час! Но к сожалению ровных участков без снега было мало. Ожидал увидеть множество торосов, как на белом море в Карелии, но в этом районе море Лаптевых было словно ровный стол. Проехали несколько трещин и больше никаких препятствий на пути не было.

Если здесь начнётся пурга — это очень плохо. В считанные минуты дорогу, вернее направление, по которому едут машины, занесёт, и таким машинам, как наши будет невероятно сложно пробиться хоть куда-нибудь. Этот участок по морю считается самым опасным именно из за пурги, самым непредсказуемым. На обратном пути из Тикси мы поняли, насколько нам повезло. Ночью, пока наша команда отдыхала в гостинице, дул очень лёгкий ветерок, но и его хватило что бы на дороге появились перемёты — частые сугробы. Если бы не отправленная вперёд шишига (Газ-66), пробившая в некоторых местах нам дорогу, пришлось бы покопать.

Если пришло время отдохнуть, водитель ищет «карман», ставит туда машину и спит. Все путешественники и дальнобойщики поступают по этому принципу.

Про опасности на зимниках мы слышали по несколько раз в день, нам вообще рекомендовали не соваться в Арктику и предрекали, что машины наши не пройдут. Я могу отчасти согласиться с этими утверждениями: если бы случилась пурга, у нас были бы проблемы (временного характера). Откопать машину после пурги и куда-то доехать по целине — это своего рода подвиг. Но зимники в Якутии держат в образцовом состоянии — мы в этом убедились. И я думаю, что после пурги снегоуборочная техника быстро расчищает дорогу, по-другому тут и нельзя — зимники это единственная возможность доставить груз до дальних сёл на севере. И ещё очень опасно путешествовать в конце зимы — с потеплением на реках начинает появляться вода, и на обратном пути мы проезжали несколько таких мест.

В ледяном плену


Мы много слышали про застрявшие машины, нас очень часто предостерегали от необдуманных решений, зимник не прощает ошибок. Но довольно долго мы ехали по зимнику без происшествий и не встречали пострадавших. И где-то уже в Арктике нам встретился первый «утопленник» (хотя так и не скажешь). Провалился этот Камаз неглубоко, но тем не менее встрял надолго. Чтобы его вытащить, нужна не одна неделя, и если сам водитель не в состоянии это сделать, приглашают специальных ребят, которые это делают быстро и качественно и за весьма немаленькие деньги. Как так получается что машины проваливаются?

Бывает, что под снегом не видно воды, и водитель со всего маху попадает в ловушку. Удивительно, но факт: под свежим снегом вода долгое время не замерзает, у нас один оператор случайно наступил на такой снег и намочил валенки. Бывает так, что Камаз нагружен больше меры, и лёд не выдерживает. Бывают наледи (это когда вода выходит на лёд, начинает замерзать и потом по ней можно ехать, но лёд не толстый, и машины проваливаются).

Вот наёмная бригада, которая вымораживает этот Камаз. Что значит вымораживает? Под машиной есть лёд, метр или полметра — никто не знает. Для начала, ребята смотрят толщину льда и потом начинают вокруг машины долбить ячейки. Иногда долбят, иногда выпиливают бензопилой неглубокий слой льда, чтобы холод добрался до воды и проморозил её глубже. Как промёрзнет, снова долбят. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не «выморозят» машину целиком. Тогда стенки между ячейками ломают и вытаскивают утопленника. Иногда случаются аварии, можно пробить лёд до воды и тогда вся работа коту под хвост — вся ячейка наполняется водой. Если не делать перегородки, вода затопит всю машину целиком, и вся работа начинается сначала…

Каждый случай индивидуален, но как правило, если машина провалилась и встала, вытащить её получается не меньше чем за месяц. Иногда люди живут там по несколько месяцев, мы встречали и таких.

А пока жизнь на Севере — постоянная борьба, в которой помогают только опыт, закалка и смекалка.
Made on
Tilda