1
15 ноября 2016

Бизнес об iCanDeliver: "Они продают то же самое, что и все остальные посредники, которых они хотят вытеснить"



Сервисы типа iCanDeliver заявляют, что способны сэкономить деньги на грузоперевозке за счет исключения ненужных посредников. Николай Иванцов, логист, профессиональный управленец, уверен, что экономия с iCanDeliver в России — не более чем иллюзия, а подобные сервисы пока не вытеснят с рынка экспедиторов, потому что предлагают то же самое

Как утверждает сам Николай, логистикой он занимался во всех ее основных ипостасях — транспорт, склад, закупки/распределение, запасы. Он прошел путь от специалиста до руководителя и владельца бизнеса, занимался, в том числе, и продажами, при этом с логистикой знаком со всех ее сторон: и в качестве перевозчика со своим парком, и грузовладельца и экспедитора.

«Они продают то же самое, что и все остальные посредники, которых они хотят вытеснить»

Д.С: Я прочел ваш «Сказ о том, как я искал машину на iCanDeliver» на Facebook. Там вы рассказали свою историю знакомства с системой iCanDeliver. Можете сказать, что вас в ней не устраивает, если так можно выразиться?

Н.И: Оговорюсь заранее. Претензий у меня никаких нет. Я ведь не их пользователь, и писал я не о том, что вот они плохо работают. Я попытался понять, выдавят ли они меня с рынка.

Д.С: И?

Н.И: И понял, что не сейчас, и скорее всего не они.

Д.С: Почему?

Н.И: Ну прежде всего потому, что всё это не совсем то, чем кажется. Предполагается, что идёт процесс «уберизации» грузоперевозок, при этом презюмируется, что «уберизация», в принципе, приводит к изменению модели рынка и выдавливанию из него «посредников», их замены на саму «убероподобную» систему. Это происходит за счет исключения «лишнего» звена в процессе организации транспортировки.

Второй момент это то, что сам iCanDeliver к «уберизации» имеет условное отношение; по сути этот сервис является нашим конкурентом-коллегой, а не конкурентом-альтернативой. Или если пользоваться более знакомой терминологией — это наши прямые конкуренты, а не косвенные. Они продают то же самое, что и все остальные посредники, которых они хотят вытеснить. Они не предлагают другой продукт — и я это описал в своём обзоре. Грубо говоря, клиенту нет никакой очевидной необходимости обращаться именно к ним, а не к другим посредникам, кроме как их заявления о том, что это более продвинутый уровень. И поскольку это прямые конкуренты с точно таким же продуктом (просто в другой, более яркой и может быть технологичной, упаковке) то конкуренция, по большому счету, будет идти по параметру цены (так как все остальные параметры идентичны). А по цене, как я убедился на своём примере, он не так уж и конкурентны.

Кроме того, у них есть небольшая логическая дыра в позиционировании. То есть вот они говорят: быстро, удобно. А на практике получается, что надо сначала все оформить, да еще и оплатить. И мне кажется, здесь сразу же выпадает значительный слой их целевой группы — разовых клиентов. Потому что постоянные клиенты не обеспокоены вопросом «быстро и удобно» — так как эту опцию они получают у любого своего транспортника просто по звонку, по смс, по мейлу или сообщению. При этом как правило не надо париться с предоплатой.

На самом деле «уберизацию» грузовых автоперевозок у нас в два счета может провести само государство, элементарно наведя порядок в экономике и налогообложении. Причем без «уберов»

Д.С: Получаются, они врут, заявляя, что у них дешевле?

Н.И: Здесь не корректно было бы говорить дороже/дешевле — я ведь, во-первых, услугой не воспользовался, а во-вторых, услуга стандартная. Грубо говоря, есть некий нулевой уровень — услуга оказана, груз доставлен, доставлен вовремя, в надлежащем состоянии и соответствующем количестве (отгруженному). Вот если груз повредился или его стало меньше, или с опозданием доставлен — тогда можно говорить, что услуга оказана хуже.

Если взять, к примеру, телевизоры, они могут быть с одинаковыми характеристиками, но стоить по разному. И если не брать во внимание ценность бренда — то цена будет определяющим фактором. А брендом можно пренебречь просто потому, что у нас рынок b2b, а не b2c (хотя b2c тоже рынок неплохой, но как я уже писал выше, отсекаемый формализованными процедурами перед первым заказом у iCanDeliver).

Д.С: А почему вы в итоге не завершили всю эту, скажем, процедуру на iCanDeliver?

Н.И: Первое, я понял, что сделаю дешевле. Делать себе в убыток перевозку просто ради эксперимента не было задачей. Второе: я посмотрел, как это работает, для моих выводов этого было достаточно. Но первая причина первична. Зачем мне заказывать перевозку у конкурентов!

«Это всего лишь маркетинг»

Д.С: Второй момент связан с «Платоном». Он сейчас дорожает. За этот счет дорожает сама цепочка грузоперевозок. Вы не думаете, что iCanDeliver спекулируют на этом? То есть, у всех дорожают услуги из-за «Платона», а они заявляют, мол, у нас дешевле?

Н.И: Так «Платон» у всех дорожает, у их перевозчиков тоже. Ну и как дорожает. Насколько я понимаю, он не дорожает, как доллар, например — всё планово.

Д.С: Но ведь сервисы заявляют, что у них можно сэкономить за счет сокращении расходов на экспедиторских услугах.

Н.И: Они много чего заявляют, как я и написал в обзоре — это всего лишь маркетинг. Красивая, возможно более технологичная обертка продукта, но сам продукт абсолютно такой же, как у всех.

Д.С: Uber с Otto запустили свой подобный проект. Там все тоже, на ваш взгляд, печально?

Н.И: Я думаю, что у них будет своя аудитория, если ее окажется достаточно, то проект окупится при этом он вполне может видоизмениться — ведь менеджмент — это не общеприменимый рецепт, это искусство, и решения всегда во всех случаях разные, зависящие от ситуации. Если Uber удастся встроиться в рынок, измениться в соответствии с его реалиями, то значит инвесторы и управленцы печальны не будут. Я же воспринимаю все эти инициативы позитивно для рынка, рынок тоже будет меняться под воздействием новых веяний.

Вы знаете, в чем основной промах всех этих старт-апов? Они думают, что вот у них свежая идея и все мастодонты рынка за ними не успеют. Полно ведь электронных площадок, которые работают с самого начала становления коммерческих перевозок в нашей стране. И ведь из всех них наиболее успешна для российских внутренних перевозок только одна, одна безусловно доминирует. Думать, что, создав приложение для мобильных устройств, ты сразу откусишь у них крупный кусок пирога, наивно.

Ничто не мешает этим площадкам, посмотрев на эти потуги и учтя ошибки, сделать такое приложение на основе своей ни в какое сравнение не идущей базы
Если завтра Святослав Вильде сделает приложение для смартфонов — это будет начало конца для всех молодых стартаперов в этой сфере. Прямо сразу.

Д.С: Что вы имеете в виду?

«Большинство логистов работает так или иначе по своим каналам»

Н.И: Совершенно тихо и незаметно поиск партнеров (машин и грузов) перебрался в социальные сети и мессенджеры. Никто об этом не трубит, а значительная часть грузопотока давно организуется в чатах и каналах вайбера, скайпа, вотсапа и бог еще весть где. Причем, без вложений миллионов долларов. Вот у меня прямо сейчас открыты эти чаты, хотя я там оказался скорее случайно, чем целенаправленно — причем, их инициаторы не ведут пафосные пиар-компании, а тихонько получают прибыль. Причем, в свое время неоднократно пытались нечто подобное сделать у Святослава Вильде на ресурсе, но видимо было не то время ещё.

Д.С: По-вашему, свои каналы более востребованы, чем технологические сервисы?

Н.И: Да. На самом деле большинство логистов работает так или иначе по своим каналам. По своей базе. Если у меня, например, регулярные перевозки — то я буду обращаться к своим постояным перевозчикам, которые работают на этом маршруте. Поскольку меньше маеты с документами (уже всё есть в программе, и часто только надо даты поменять), водитель не задает вопросов, как проехать, как оформить, на что обратить внимание, все друг-друга знают, надёжнее и так далее. И только когда «свои» не могут или первозка для тебя новая — начинаешь искать на стороне, и то, предварительно обзвонив кого-то, с кем может делал что-то похожее. Поэтому и сама идея по поиску «ближайшей машины» она больше справедлива для разовых перевозок.



Д.С: А насколько такой способ защищен от мошеннических схем? Ведь доверяя сервисам, ты, в теории, доверяешь их системам проверки. А здесь все строится, грубо говоря, на словах.

Н.И: У меня были клиенты, алкоголь возили, очень ликвидный и аккуратный в этом плане груз. Истории такие были, например, есть перевозчик, работают давно. Прямой перевозчик, свой транспорт. Водитель отработал два года, второй водитель — его сват/свояк/брат устроился в компанию недавно, съездил три рейса. А в итоге этого водителя снимали с трапа самолета в попытке в жаркие страны улететь.

Не существует автоматических алгоритмов: решения принимает человек. Ты презюмируешь, что он более компетентен, чем кто бы то ни было, а оснований для такой презумпции нет. Вот, например, в банках сотни тысяч решений выносится давать/не давать кредит, а кредиты некоторые ведь не возвращаются, а я уверен, что в банке этому процессу уделяют более пристальное внимание, чем могут себе позволить участники рынка грузоперевозок.

Д.С: Разговоры про высокую надежность iCanDeliver сильно преувеличены?

Н.И: Они заявляют, что у них под 15 000 перевозчиков. Работают они не более двух лет, насколько я помню. Получается, в день надо было проверить 20,5 машин. Теперь прикидываем, например, сколько надо персонала и в каких регионах, чтобы лично посмотреть оригиналы документов, вживую машину и водителя проинспектировать. Допустим, они работают с крупными автопарками, и специально для инспектора подбивали присутствие на базе хотя бы по 50 машин единовременно. То есть спланировали так маршруты, учли простои, всё подбили. Но это очень дорогая работа. В общем, не стоит идеализировать заявления и рекламу. McDonald’s на картинке и вживую тоже выглядит по-разному.

Автор: Дмитрий Симонов Фото: VK

9 комментариев
Сергей Масолбасов 2 декабря 2016, 19:13 +1
конечно, свои каналы никакой айканделивер не заменит
Влад Попович 2 декабря 2016, 19:14 +1
говорят много, пиарятся, а по факту — предложить ничего не могут
Юрий Антипенко 2 декабря 2016, 19:14 +1
толково очень все рассказал и объяснил. спасибо! я сам очень скептически на такие сервисы смотрел
Данил Рудаков 3 декабря 2016, 12:27 0
Вы видите только верхушку айсберга. Магия iCanDeliver как и магия UBER не в том чтобы заказывать что то через приложения. Она в другом. По статистике грузовик у крупной ТК пробегает в месяц загруженным 16000 км. Чтобы обеспечить такую загрузку и утилизацию у крупной ТК сидит куча народу которые планируют отгрузки, стыкуют клиентов и прочее. Обычный частник — ИП пробегает в месяц 10000 км. Потому что утаено нет кого то кто помогал бы планировать обратку, дальнейшую загрузку. Он вынужден ждать и терять возможный оплаченный пробег. Магия iCanDeliver в том, что водитель частник он же ИП сможет пробегать в месяц те же 16000 км что и водитель крупной ТК. Только ему не надо содержать офис, огромный отдел планирования и прочее. В результате частник заработает как фикс в месяц больше на 10 процентов и готов будет перевозку продавать дешевле на 20 процентов. Это посчитанная и доказанная модель. Чтобы
То работало надо чтобы все частники были в одной системе, были их геолокационные данные, которые постоянно анализируются. Пока iCanDeliver не может похвастаться самыми низкими ценами. Мы только начинаем. Но как только база частников в нашей системе вырастет и привыкнет к системе наступит магия — минус 20 процентов к ценам. И тут уже нас никто не остановит. Надеюсь я дал вполне логичное объяснение
Станислав Горленко 5 декабря 2016, 17:58 0
Магия, это все очень хорошо, но ведь в материале достаточно было критики высказано по делу. Многие сидят на своих каналах, и для них сервисы типа icandeliver должны предложить, я думаю, что-то большее, чтобы заставить изменить привычный образ поиска. что из такого вы можете предложить?
Artem Kireev 4 декабря 2016, 13:07 0
На мой взгляд компания перспективная и нужная. Такой сервис должен сделать прозрачным рынок перевозок и сократить количество схем между перевозчиками и специалистами по закупкам компаний грузовладельцев. Да, ценность личных связей и контактов снизится, но для кого-то это будет избавлением от лишнего балласта.
Николай Бутылюк 26 декабря 2016, 14:20 +1
То же самое говорили таксисты: «вот бы сел в машину и сразу со двора дома поехал за клиентом, а не на стоянку холостые пробеги делать..». Пришел убер! Почему теперь таксисты плачут горькими слезами?
Александр Сергеев 9 января 2017, 17:38 0
а кто сказал, что плачут?
Мустафа М. 9 января 2017, 18:03 +1
Вы видите только вершину айсберга! Истинная магия iCanDeliver заключается в том, чтобы взять деньги за перевозку и украсть еще и товар)
Но это прям магия-магия, а мелкие чудеса, типа неоплаты перевозок для iCanDeliver обыденные фокусы) Кто сомневается — посмотрите отзывы в Сети и на известной крупнейшей бирже по всем компаниям г-на Данил Рудаков

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Кирилл Михайлович
    Физ. лицо

    :)

    Лучшие форумы для дальнобойщиков по версии Cargolink.ru
    0
    Павел Каримов
    Физ. лицо

    Машина нравилась до первой поломки. Коробка передач гремит как дешевый кухонный комбайн, т.к такая нагрузка совершенно для нее не предназначена, мало того, что приходиться тянуть свой вес так еще и груз. Из-за плохой шумоизоляции в кабине находится не комфортно. www.youtube.com/watch?v=g-S3g9duJb8

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Валентин Игнатьев
    Физ. лицо

    На этом автомобиле страшно ездить. Машину кидает во все стороны, как груженную, так и без груза. Медленно развивает скорость и при 120 км это полный ад, просто себя ведет неадекватно. www.youtube.com/watch?v=lxDtycMxeOU

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Ренат Зангиров
    ИП Зангиров Р.М.

    Ответьте пожалуйста как удалить аккаунт ни одно окно на вашем сайте не действует, даже служба поддержки не открывает. Ну не нужна мне ваша услуга я не работаю по перевозкам или отмените подписку… плизз!!!

    Какую пользу я получу от Карголинк?
    0
    Никита Бархиев
    Физ. лицо

    Если однорядки в области еще попадаются, то в двухрядной версии вообще не видел их. Хотя времени прошло то немало. Видимо не очень народу приглянулся этот ПРОФИ, оно и понятно с их подходом к сборке. Может машина и не плохая, но с их подходом, очень теряет в качестве, а значит и клиента.https://www.youtube.com/watch?v=OJkV5jagRHM&t=390s

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
Прямой эфир