Некоторые экипажи из двух водителей сталкиваются с трудностями расчета режима рабочего времени. Постараемся дать ответ на наиболее важные вопросы.
Первое правило – тахограф должен быть рассчитан на 2 водителей – 2 шайбы или 2 карточки. Хотя большинство тахографов именно такие, но встречаются и на одну – это только для одного водителя.
При движении автомобиля оба водителя работают – не отдыхают. В тахограф вставлены обе шайбы. У того, кто за рулем – соответственно работа за рулем, у второго – прочие занятия. В зависимости от модели, аппарат надо ставить на молоточки, перечеркнутый квадратик и т.п. Тут основное регистрируемое нарушение – когда второй водитель ставит себе отдых. Отдых водителю засчитывается только в неподвижном автомобиле. При смене водителей шайбы меняются местами.
Расчет рабочего времени, отдыха и отстоя идентичен работе одного водителя, но с некоторыми поправками на двухместный экипаж. Общая рабочая смена двух водителей составляет 30 часов, включая и езду, и погрузки-разгрузки, и отдых. При этом 9 часов на отдых – авто стоит, оба отдыхают. Соответственно работают только 21 час, и не важно – ехали или стояли. 21 час отработали, даже не выездив часы вождения – стали – стоим – спим-отдыхаем.
В 21 час, отведенный для работы обоим водителям, разрешается управлять автомобилем 18 часов, т.е. по 9 часов за рулем на каждого, при этом максимальный период за рулем без перерыва — 4,5 часа. После – водители меняются местами. При работе 2 водителей выдерживать паузу не обязательно. 4,5 часа, остановились, поменялись местами, поменяли шайбы и поехали.
Нюанс, в котором путаются, заключается в том, что максимальное рабочее время – 21 час, а максимальное время за рулем – 18. И то и другое на двоих. Так что проехать больше 18 часов в смену по общей схеме все равно не получится. Оставшиеся 3 рабочих часа предполагают разгрузку-погрузку, мойку машины, заправку и прочее.