1
12 июня 2017

Дальнобойщики разогнали инфляцию в России



Государственная система сбора платы за проезд грузовиков по федеральным трассам «Платон» весной вновь оказалась в центре внимания. Это произошло сразу по двум причинам: через полтора года после внедрения «Платона» (уже тогда вызвавшего многочисленные протесты перевозчиков) правительство решилось на первое повышение тарифа (с 1,53 руб./км до 1,91 руб./км, хотя первоначально предполагало его удвоить), а дальнобойщики начали всероссийскую бессрочную стачку, требуя отмены «Платона», пишут Ведомости.

Стачку объявили 27 марта. За три дня до этого премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о повышении тарифа с 15 апреля. Организаторы стачки заверяют, впрочем, что с повышением тарифа она не связана: участники не платили и не будут платить сбор ни по какому тарифу, они считают систему обманом и требуют ее отмены, объяснил «Ведомостям» председатель координирующего забастовку Объединения перевозчиков России (ОПР) Андрей Бажутин.

Кроме отмены «Платона» у бастующих были и политические требования: отставка правительства и объявление вотума недоверия президенту. То, что стачка началась на следующий день после протестов 26 марта, подчеркнуло ее политический характер.

Организаторы обещали вовлечь в акцию 50 регионов и более 10 000 дальнобойщиков. Как заявляли представители ОПР в Дагестане, там вдоль дорог выстроилось более 1500 машин – это самая массовая точка протеста, в других регионах счет шел на десятки. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор, отвечает за «Платон») насчитало 197 грузовиков в 21 городе в первый день стачки. На следующий день протестующих городов стало вдвое меньше, сообщал Росавтодор.

Активнее всего протестовали регионы, где рынок перевозок серый. В «Платоне» дагестанские перевозчики зарегистрировали всего около 1000 грузовиков примерно из 20 000 существующих в республике, комментирует представитель Росавтодора. «Платон» открывает государству данные о маршрутах и количестве перевозок, а значит, и о реальных доходах перевозчиков – незаконопослушным дальнобойщикам становится невыгодно демпинговать, отмечал представитель Росавтодора.



Как разгоняли стачку

В Москве и области планировалось пять точек протеста, но набралось две, которые разъехались через сутки, рассказал секретарь ОПР Сергей Рудаметкин. Под Москвой стали оцеплять стоянки протестующих – подъехали ГИБДД, полиция и даже тентовый армейский грузовик, а также через третьих лиц намекнули, что могут аннулировать пропуска на МКАД, сообщил он.

В Дагестане протестующих оцепляли ОМОН и Росгвардия, приезжали БТР, рассказал Бажутин. Экскаваторы начали рыть траншею вокруг стачки в Ростовской области, самосвалы засыпали песком площадку протеста под Воронежем, хозяин участка под Читой попросил очистить территорию, где остановились грузовики, заявив, что начнет там стройку. В апреле Роскомнадзор заблокировал приложение для голосовых сообщений «рация Zello», которым пользовались участники протеста. Росавтодор предупредил, что участвовать в акции опасно: по его данным, организаторы снабжают участников акций не только едой, но и спиртным, что в непосредственной близости от проезжей части опасно для жизни.

Формально стачка еще продолжается – в мае протест попытались возобновить на подъездах к Москве, но организаторов задержали.

Стало ли труднее везти

Хотя акция была заявлена как мирная – машины должны были стоять на обочинах, не перекрывая движение, – протестующие пытались давить на водителей, не поддержавших забастовку. Вооруженные камнями и палками остановили фуру «Деловых линий» в Элисте и ударили по лицу водителя, рассказал представитель компании, в Волгограде закидали кирпичами грузовик.

Из-за активности протестующих были кратковременные сложности с рейсами на Кавказе, рассказывает директор управления по экспедиторской деятельности «Деловых линий» Михаил Петров (здесь и далее слова сотрудников через представителей компаний). Но ситуацию удалось вернуть в штатный режим за сутки: ввели дополнительные меры безопасности по сопровождению грузовиков и контролю машин на стоянках, уточнил Петров.

В Южном федеральном округе возник серьезный дефицит транспорта: по состоянию на середину мая с рынка ушло 20–30% перевозчиков и стоимость перевозки повысилась на 30–35%, сообщила руководитель логистики «Кнауф СНГ» Светлана Витязева-Хуссманн. И сейчас в Южном округе не хватает транспортных средств, несмотря на то что, по официальным данным, протесты прекратились, говорит она. «Кнауф» расторгла контракты со своими подрядчиками и перешла на сделки разового характера. По некоторым направлениям перевозки подорожали на 100%, компании до сих пор не удается ликвидировать образовавшуюся задолженность по отгрузке уже оплаченных клиентами заказов, признает Витязева-Хуссманн.

Резко сократилось количество свободного транспорта по направлению из Центральной России на юг, что очень ощущалось в апреле и в первой половине мая, согласна руководитель департамента дистрибуции компании Nawinia Rus Елена Подольская. Спрос на транспорт превысил предложение в разы, по ее словам, по направлению в Южный округ тарифы повысились на 12–15%.

Серьезного влияния на весь рынок грузоперевозок забастовки дальнобойщиков все-таки не оказали, считает Петров. Сезонное снижение оборота I квартала 2017 г. к IV кварталу 2016 г. составило те же 24%, что и в предыдущем аналогичном периоде, подсчитал Петров. Большинство компаний – как крупные, так и средние – продолжали работать, объясняет Петров.

Влияние на розничные цены

Росавтодор призывал не преувеличивать возможное влияние стачки на цены для потребителей: в ней участвовало менее 0,01% всех игроков рынка грузоперевозок. Но аналитики Райффайзенбанка все же полагают, что стачка могла сказаться на инфляции в апреле.

В третью неделю апреля неожиданно, по данным Росстата, подорожала плодоовощная, а также мясная и молочная продукция. «Это может отчасти быть связано с перебоями поставок в ряде регионов из-за акций протеста водителей против увеличения тарифов «Платона», – говорилось в аналитическом обзоре «Райффайзена».

Далеко не во всех регионах, испытавших проблемы от забастовки, наблюдался всплеск продуктовой инфляции, признает макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Но в Дагестане, где была самая тяжелая ситуация, ускорение годовых темпов роста цен на продукты питания было одним из максимальных среди всех российских регионов – там продовольственная инфляция ускорилась с 2,24% г./г. в марте до 3,7% г./г. в апреле.

Эффект забастовки мог быть не замечен Росстатом в полной мере: он наблюдает за ценами лишь в нескольких крупных городах в регионе, в то время как наиболее активный рост цен мог наблюдаться в городах с небольшим населением и/или в сельской местности, замечает Мурашов.

Впрочем, хотя инфляционный эффект от забастовки, вероятно, был ощутимым, он оказался не единственным фактором ускорения продовольственных цен в апреле, подчеркнул макроэкономист Райффайзен банка.



Чего добились

Акция дальнобойщиков вызвала реакцию политиков. Так, депутат-коммунист из Татарстана Артем Прокофьев внес в местный Госсовет проект закона об отмене «Платона». А глава Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила в апреле проанализировать обоснованность и эффективность системы «Платон».

Председатель рабочей группы по защите прав участников дорожного движения президентского Совета по правам человека Игорь Юргенс предложил провести заседание и обсудить проблемы рынка вместе с Минтрансом. Ухудшение ситуации в отрасли грузоперевозок и протесты владельцев грузовиков – результат недостаточно продуманных мер правительства и ведомств, говорилось в заявлении рабочей группы.

Сам Минтранс отвечает, что рабочих групп для обсуждения проблем перевозчиков и «Платона» уже достаточно, и приглашает делегатов от дальнобойщиков к дискуссии.

В транспортно-логистической отрасли много актуальных вопросов помимо «Платона», который сейчас у всех на слуху, замечает Петров. Например, «просушка» дорог (закрывает выезд грузовиков на региональные трассы на несколько недель. – «Ведомости»), отсутствие открытой информации об ограничениях на дорогах, проблемы профессионального обучения, недоработки в системе весогабаритного контроля; компания «Деловые линии» сейчас проводит встречи с перевозчиками в регионах и дальше в рабочих группах при Минтрансе планирует их обсудить и найти решение, говорит он.

Конфликт с самыми активными протестующими в Южном округе не разрешен, а заморожен, замечает логист одной из транспортных компаний: машины поехали, но в систему «Платон» они так и не платят, на каких условиях удалось с ними договориться – не ясно.

Проблемы, обострившиеся в связи с «Платоном», для добросовестного бизнеса могут стать стимулом к развитию и запуску новых решений, например для проработки системы контрейлерных перевозок по аналогии с «бегущим шоссе» в Европе, когда автомобиль вместе с грузом перевозится на железнодорожной платформе с пониженным полом, замечает первый заместитель гендиректора SPSR Express Сергей Лапин, это и экологичнее.

Фото: varlamov.me Источник: Ведомости

2 комментария
Влад Попович 12 июня 2017, 18:55 0
очень громко сказано, разогнали
Александр Сергеев 12 июня 2017, 18:59 0
они сами в этой инфляции по самые уши

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Андрей Арнст
    Физ. лицо

    Нафиг-нафиг. Ни с кем из перечисленных связываться больше не хочу. Ушел к нашим Shark Intermodal Systems – и цена ниже, и отношение к клиенту нормальное. Не в пример вышеописанным. Свой выбор сделал однозначно.

    Рейтинг транспортных компаний мира
    0
    Наталия Ковальчук
    ООО г. Одесса

    «Международная Транспортная Компания», крупный импортер и дистрибьютор продуктов питания в Украине, в связи с увеличением объемов работы и активным ростом сети, в нашу дружную команду приглашаем к сотрудничеству ВОДИТЕЛЕЙ категории Е.
    Требования:
    • Ответственность;
    • стаж работы от 2,5-3 г;
    • порядочность;
    • дисциплинированность;
    Обязанности:
    • доставка товара по Украине;
    Условия работы:
    • транспорт — DAF Е5, Е6 (по территории Украины)
    • место гаража — г. Одесса, (п. Авангард)
    • доставка транспортом предприятия(по Одессе)
    • стабильная выплата заработной платы 2 раза в месяц;
    • соц.гарантии, отпуск, больничный;
    • возможность профессионального и карьерного роста
    Наталия — +38 067 223 72 91

    ТОП-10 групп для дальнобойщиков во ВКонтакте и Одноклассниках
    0
    Евгений Анадымб
    Физ. лицо Табак

    Прикольно

    Тест: Узнай, какой ты дальнобойщик
    0
    Максим Сафронов
    Физ. лицо

    Цена дешевле чем у газов, но и качество тоже заметно хуже! Я в салон заходил смотрел, там сварка ужасная, на раму смотреть страшно. Как то уаз не вызывает доверия.

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Эльдар Кривоспицкий
    Физ. лицо

    За свое время на многих грузовых машинах успел поездить за свою жизнь, на газонах, газели нашей, на старых уазиках, разных иномарках, но так плохо дорогу, как ПРОФИ, никто из них не держал, машина руля совсем не слушается, задница постоянно хочет куда-то свернуть. При загрузке это не так сильно чувствуется, но раскачка все равно остается, машину качает, как на волнах, расплачиваемся за легковую раму с высоким центром тяжести. Самое странное и страшное, в нем, это люфт рулевой колонки (на новой машине), руль крутишь, а машина все равно едет прямо, так и до аварии недалеко. www.youtube.com/watch?v=d8wybh7pqGQ

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
Прямой эфир