1
31 июля 2017

Директор CEPS: Эффект российских контрсанкций против ЕС равен нулю



Спустя три года после введения санкций ЕС и российских контрсанкций руководитель брюссельского Центра изучения европейской политики пришел к неутешительным для России выводам. DW выслушала его аргументы.

Европейские производители пострадали от потери российского рынка? Это миф, который не выдерживает проверки цифрами, если верить Даниэлю Гросу (Daniel Gros) из брюссельского аналитического Центра изучения европейской политики CEPS. Подводя итоги трех лет существования контрсанкций, введенных Россией в ответ на европейские санкции, Грос и его коллеги пришли к выводам, которые вряд ли обрадовали бы российское руководство.

— Три года прошло с начала ответных санкций со стороны России в отношении Евросоюза. Вы пришли к выводу, что они скорее и прежде всего навредили самой России. Вы тем самым косвенно противоречите президенту России Владимиру Путину, который отзывался о контрсанкциях позитивно. Что дает вам повод с ним не соглашаться?
-Ясно же, что если с помощью эмбарго отрезать свою страну от самого дешевого поставщика, можно только проиграть. И именно так было в случае с российскими контрсанкциями на европейские продукты питания.

— Но еще вы пишете, что Россия проиграла потому, что в результате санкций упала покупательная способность российских потребителей…
— Особенно в том, что касается продуктов питания. Это хорошо видно по тому, как снизился индекс покупательной способности, рассчитанный именно с учетом продуктовой корзины. Логично, ведь европейские продукты были самыми дешевыми и качественными, их пришлось заменять более дорогими. В результате российские семьи оказались вынуждены тратить на них больше, что снизило их покупательную способность.



-Вы не касаетесь в своем анализе последствий европейских санкций, а концентрируете свое внимание на контрсанкциях в отношении ЕС. Ваш вывод — они практически не нанесли ущерба Европе. Как так?
— Достаточно посмотреть на голые цифры. По ним видно, что объем европейского экспорта в Россию снизился, но только потому, что вообще объем российского импорта упал. Это связано с тем, что в это же время в России началась рецессия из-за низких цен на нефть.

Единственный сектор, который пострадал больше других – это как раз экспорт продуктов питания. Контрсанкции, естественно, коснулись их. Но тут обращает на себя внимание, что европейские производители оказались, судя по всему, очень гибкими. Потому что в общей сложности экспорт продуктов питания из ЕС совсем не пострадал, он вырос. Иными словами, европейцы сумели компенсировать потерю российского рынка через наращивание экспорта в другие страны. Поэтому стоимость российских контрсанкций для европейских производителей практически равняется нулю.

— Ваши выводы противоречат тем исследованиям, в которых говорилось о потерях миллиардов евро и тысяч рабочих мест, например, анализу австрийского экономического института Wifo. Что бы вы сказали своим оппонентам в защиту вашего, с точки зрения ЕС, оптимистичного доклада?
— Во-первых, надо четко помнить, что российский импорт рухнул прежде всего потому, что цены на нефть упали вдвое. Это было фундаментальное изменение ситуации, которое невозможно игнорировать. Во-вторых, австрийское исследование предполагало, что в Европу из-за риска санкций приедет меньше российских туристов. Но и тут нам надо исходить из того, что россияне стали меньше ездить за границу, потеряв доходы из-за кризиса, вызванного падением цен на нефть, а не санкциями.

Поэтому я бы сказал, что львиная доля, если не весь европейский экспорт в Россию уменьшился прежде всего из-за нефти.

— Если влияние контрсанкций было минимальным, то Евросоюз с экономической точки зрения вполне может себе позволить и дальше проводить довольно жесткий курс в отношении России?
— Бесспорно. Европейская экономика больше чем в 10 раз превышает экономику РФ. Она является намного более гибкой и у нее мощная промышленная база. Россия экспортирует в ЕС, по сути, только нефть и газ, и еще несколько сырьевых позиций. Россия для ЕС — интересный рынок, но второстепенный и не является жизненно важным для роста европейских экономик.

— Ужесточение санкций со стороны США поставило под угрозу проект газопровода «Северный поток-2». Он, с вашей точки зрения, нужен ЕС и Германии?
— Рынок энергоресурсов, прежде всего газовый рынок, изменился. Уже не стоит исходить из того, что Европа будет зависеть от поставок газа из России. Так было в прошлом, но сегодня зависимость уже не столь велика, а завтра — возможно, ее не будет совсем, потому что российский газ смогут заменить танкеры со сжиженным газом.

В случае с «Северным потоком-2», я считаю, стоит оставить в стороне политику. Это в любом случае, не та сделка, которая важна для Германии. Что это за проект: российская сторона за свои деньги строит вторую ветку «Северного потока» по Балтийскому морю. Понадобится ли она, этого не знает никто.
Германия точно способна обходиться без нее, потому что даже первая ветка не заполнена на все сто процентов. Может быть, ряд европейских поставщиков труб потеряет заказы. Но даже если «Северный поток» будет расширен, вторая ветка останется, скорее всего, незаполненной. Россия, а точнее «Газпром», выкинут какое-то количество денег на ветер, но мешать им — не тот камень, о который стоит ломать копья.

Фото: pics.utro.ru Источник: dw.com

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Кабину сделали, а болячки детские так и не устранили. Как расход был 18 литров так и остался, как рессоры слабые были так и есть. Качество сборки все то же, через заднее место собирают! Полуоси на сухом асфальте рвет стоит чуть резко тронуться, раздатка гудит! www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    И что на этом гибриде возить? Там надо раму у профи менять, какой инженер на заводе решил, что если на патриотовскую усилений наварить то она станет грузовой, пусть и полторашкой? Только пиарятся вместо того, что бы сделать нормальную машины www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Балу Алнксандров
    Физ. лицо

    Куда им гибрид, они бы змз настроили нормально! Без гбо расход просто зашкаливает, 18 литров это не серьезно, учитывая что такой расход даже с тонной. Рама слабая, тут даже экспертом быть не надо, держать то может 1,5 тонны но как долго это вопрос, думаю через год в перевозках она просто прогнется или лопнет www.youtube.com/watch?v=awM8pEYfYFo&t=

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Александр Синеглазов
    ИП Синеглазов

    Все-таки ЧМЗАПовский самосвальный полуприцеп будет выгоднее взять www.cmzap.ru/catalog/samosvalnyie-polupritsepyi/polupritsep-samosval-chmzap-9520-po-spetsifikatsii-022-ppch.html

    Тонар представил три новые модели полуприцепов
    0
    Андрей Петренко
    Физ. лицо

    Где изменения то на этом профи чтобы было за что деньги платить. Кузов устарел морально. Сделано всё ну максимально неудобно. Гофра не до конца изолирует проводку, в результате чего на провода попадает снег и грязь, горлышко бака максимально неудобноо — даже из канистры не заправишь без танцев с бубном. Тент шторой и на морозе колом встаёт. Видимо у нас не покупает никто это эти Уазы в здравом уме вот и решили в Мексику поставлять. www.youtube.com/watch?v=ptl24XNEFuI

    "УАЗ" поставит почти 50 машин в Мексику до конца года
    0
Прямой эфир