1
1 августа 2017

Проблемная масса



Пилотный проект по созданию «умных дорог» стартовал в Орловской области. На федеральных трассах установят автоматизированные пункты весогабаритного контроля. Это должно уберечь их от разрушения и пополнить областную казну за счет штрафов. Однако сами перевозчики восприняли идею в штыки. Корреспондент «Российской Газеты» изучил ситуацию на рынке грузоперевозок.

Интеллект на дороге

Вопрос о внедрении интеллектуальных систем был согласован еще в марте. Как рассказывала «РГ», тогда в Орле прошла профильная международная конференция. На днях по ее итогам правительство подписало соглашение с госкорпорацией «Ростех». Стороны договорились о развитии транспортной инфраструктуры.

— Мы внедрим ряд российских инновационных разработок в области интеллектуальных систем и систем весогабаритного контроля, — заявил гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов. — Также будем способствовать привлечению внебюджетных инвестиций и готовы обеспечить поступление платежей в региональный бюджет.

Проект будет реализован в рамках программы, утвержденной правительством страны. Она предполагает повсеместное создание автоматизированных пунктов весогабаритного контроля. В регионах ЦФО в основном работают передвижные пункты. Их обслуживают госпредприятия. В Орловской области этим занимается «Орелгосзаказчик».

— Наш регион — сельскохозяйственный, и дороги страдают от грузовых машин, занятых на уборке урожая, — пояснил первый вице-губернатор Анатолий Мишанов.

— В этом году планируем ввести полноценную систему весового контроля. У нас много передвижных пунктов, а также работает 61 комплекс системы «Безопасный город».

По данным Росавтодора, в целом по стране к 2021 году планируется создать 387 автоматизированных пунктов. Их уже связывают в единую систему. С ее помощью можно контролировать каждый грузовик. Датчики способны считывать такие параметры, как нагрузка по каждой оси, полная масса, расстояние между осями и габариты. Камера зафиксирует госномер машины.

Уведомление нарушитель получит по почте. Главная цель — не собрать как можно больше штрафов с грузоперевозчиков, а создать административный барьер, отмечают в Росавтодоре. Он должен стать препятствием для транспорта, превышающего параметры и разрушающего дорожную инфраструктуру.

Опасный рейс

Однако в Орловской области грузоперевозчики начали продавать самосвалы. Говорят, работать невыгодно.

Перевозчики не против создания пунктов весогабаритного контроля, но против правил, по которым те работают.

— Это очень хорошая идея, — считает орловский предприниматель Павел Волохов. — Но установленные требования к предельной массе транспортных средств таковы, что уложиться в них физически нельзя. Надо либо ехать пустым, либо платить за перегруз. А это огромные деньги.

Пару лет назад Павел купил самосвал. Покупка обошлась в четыре миллиона рублей, взятых в кредит. Работал по договорам со строительными фирмами. Но машина не успела себя окупить.

Недавние изменения вынудили Павла бросить бизнес, продать грузовик и искать себя в другом деле. Почему? Градация транспортных средств законом не предусмотрена. Одинаковые требования предъявлены к фурам, автопоездам и одиночным тягачам. Последние — это самосвалы, которые «кормят» таких предпринимателей, как Павел.

Поправки в КоАП были внесены в августе 2015 года. Они ужесточили статью 12.21.1, устанавливающую ответственность за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов, в том числе нерудных материалов. Санкции ударили по тем, кто перевозит щебень и песок. Предельно допустимая масса применима лишь к небольшим самосвалам советского производства. Но ими мало кто пользуется.

Пределы совпадают с массами автомобилей, для которых установлены. Других машин производители не предлагают. Так, максимум для двухосного самосвала КамАЗ — 18 тонн. Если общий вес больше — наложат штраф за перегруз. А только заявленная грузоподъемность этой машины равна 20 тоннам. Понятно, что загруженный самосвал даже без учета собственной массы превысит предел. То же самое касается многоосевых грузовиков и тягачей с прицепами. Значения допустимой массы установлены постановлением правительства страны, принятым в 2011 году. Так, предел для трехосного одиночного автомобиля составляет 25 тонн. А он способен перевозить до 40 тонн.

— Как ни распределяй песок и щебень, перегруз будет все равно, — говорит Павел Волохов. — Раньше за этим следили не так строго — наверное, не хватало весовых пунктов. Но сейчас их активно перемещают, обычно ближе к стройкам и карьерам. Некоторые ищут объезд, другие не выходят на работу. Ждут, пока пункт не увезут на другую дорогу.

Штраф для юрлиц и ИП, уличенных в перегрузе, составляет: 100-150 тысяч рублей при превышении допустимой массы или нагрузки на ось от двух до 10 процентов; 250-300 тысяч — от 10 до 20 процентов; 350-400 тысяч — от 20 до 50 процентов; 400-500 тысяч — свыше 50 процентов. Если нарушение зафиксировано автоматическим пунктом, назначается максимальный штраф.

Двойной удар

Тарифы государством не регулируются, за исключением авансовой платы за повреждение дорог. Стороны оговаривают условия в контракте. Цены по договорам устанавливают перевозчики и заказчики. В сутки двухосный самосвал КамАЗ-6520 при наличии двух-трех водителей и безостановочной работе может принести до 25 тысяч рублей.

Из них 15 уйдет на топливо и зарплату водителям. Согласно техпаспорту максимальная скорость самосвала КамАЗ-6520 составляет 90 км/ч. Емкость топливного бака — 350 литров. На 100 км летом расходуется 45,5 литра топлива, зимой — 53. Расход увеличивается до 50 литров в условиях бездорожья. А это те условия, в которых в основном работают самосвалы.

— Часть средств надо списать на амортизацию, которая у самосвалов очень высока, а также на предрейсовые технические и медицинские осмотры, — говорит Павел Волохов. — В лучшем случае остается 5-7 тысяч рублей.

Месяц надо работать, чтобы покрыть только один штраф за перегруз.

А если ты работаешь, то он будет не один.

В отличие от фур, которые в оба конца едут с грузом, самосвал перевозит песок или щебень только в одну сторону. Обратно идет порожняком, но топливо-то расходует. Есть альтернатива: можно заранее заплатить властям за перегруз. Тягач не будут проверять на пункте весового контроля. В Орле тариф составляет 5000 рублей за рейс. А принести рейс может не более 3000 рублей. Вот никто почти и не платит.

— Некоторые перевозчики закрывают ИП и пытаются работать как физлица, сами садятся за руль, — рассказывает Павел Волохов. — Но строительные компании обычно отказываются от сотрудничества, потому что не могут заключить с ними договор. Закупать песок или щебень нелегально — себе дороже.

Кроме того, раньше за перегруз отвечал только перевозчик. Теперь наказывают и грузоотправителя, который прежде мог даже и не знать о том, что происходит на трассе.

Объезд запрещен

Орловцы предлагают ввести градацию и предусмотреть собственные предельные массы для самосвалов либо увеличить предельные массы для всех транспортных средств. Надо учесть и то, что узкие рамки создают почву для коррупции. Когда грозит полумиллионный штраф, поневоле начнешь договариваться. Или тебя вынудят.

— Такой факт в конце прошлого года был рассмотрен в суде, — рассказала корреспонденту «РГ» старший помощник прокурора Орловской области Елена Семина. — Инспектор ГИБДД во время дежурства на пункте весового контроля остановил водителя, перевозившего в кузове картофелекопалку.

Теперь уже бывший полицейский напугал крупными штрафами: дескать, и вес превышен, и габариты сверх нормы, и вообще такие перевозки запрещены без спецразрешения. Водитель отдал ему все деньги, что были при себе. Потом обратился в полицию. Гособвинение добилось приговора — инспектора лишили звания и наказали штрафом в 102 тысячи рублей.

— При назначении штрафов далеко не всегда учитываются цели, задачи и правила привлечения к административной ответственности, — считает региональный бизнес-омбудсмен Евгений Лыкин. — Поэтому предприниматели вынуждены обращаться в суды.

По его словам, оценка работы сотрудников контрольных органов зависит от количества и объема выписанных ими штрафов. Чем больше, тем лучше работаешь. Поэтому назначают максимальное наказание. Личная статистика не учитывает то, что впоследствии суды в разы снижают штрафы или заменяют их предупреждением. Не учитывается и время, которое тратят ИП, бегая по судам. Разве это нормально?

Автоматизированные пункты весового контроля снимут проблему личной заинтересованности. Однако породят новую. Оспорить в суде решение о наказании, вынесенное на основании данных фото- и видеофиксации, чрезвычайно сложно. Искусственный интеллект нельзя подкупить. Значит, количество штрафов и их суммы резко возрастут? К чему это приведет?

— Думаю, что не все уйдут из бизнеса, но появятся нелегалы, которые будут искать объездные дороги, договариваться с инспекторами, — говорит Павел Волохов. — Возможно, возникнут нелегальные карьеры, возле которых не будет пунктов весового контроля. Знаю, что наши предприниматели против всего этого. Они хотят честно зарабатывать свой хлеб. Но их поставили в такие условия, что выгоднее продать автомобиль, чем работать на нем.

Фото: ogic.ru Источник: Российская газета

2 комментария
Александр Сергеев 2 августа 2017, 17:15 0
с такой точностью ВК можно закрывать
Юрий Антипенко 2 августа 2017, 17:15 0
Сплошные поборы

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Юрий Филатов
    Физ. лицо

    Вроде как он как альтернатива газели был задуман, но ГАЗ уже на два корпуса по технологиям и сборке вперед ушел, пока УАЗ топчется на месте и пытается во все свои машины воткнуть технологии 80х, пора бы уже поумнеть. www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Юрий Филатов
    Физ. лицо

    На бензиновом транспорте, в наше время, грузоперевозками не выгодно заниматься, слишком дорого выходит, к тому же, у ПРОФИ расход оч высокий, 20 литров на 100 км — совсем не экономично, работать тупо на топливо придется. www.youtube.com/watch?v=dN_Yq6nVeBA

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Юрий Филатов
    Физ. лицо

    О защите от шакалов, которые любят поживиться халявным бензом, на заводе не подумали, слить бензин на ПРОФИ — минутное дело. А заодно и топливный насос прихватить можно, он как раз мин за 5 снимается без особых усилий. www.youtube.com/watch?v=qUbqzbkbagw

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Дмитрий Овчинников
    ИП Овчинников

    Все авторские идеи сворованы у других, более взрослых сайтов (кроме стоянок)

    Какую пользу я получу от Карголинк?
    0
    Фыв Вппп
    Физ. лицо

    Проще затормозить о другую машину.

    Новый роликовый отбойник мягко и плавно возвращает автомобиль на дорогу
    0
Прямой эфир