1
28 февраля 2015

Об ответственности экспедитора



Ни для кого не секрет, что страхование профессиональной ответственности экспедитора – важный вопрос для транспортных компаний, грузоперевозчиков и самих заказчиков. Однако в отличие от четко прописанной в законе процедуры страхования ответственности по договору, ответственность экспедитора за свою профессиональною деятельность не прописана ни в Гражданском кодексе, ни в законе о транспортно-экспедиционной деятельности. Это значит, что при заключении договора о «наступлении» страхового случая страховщик может экспедитору отказать в возмещении, неожиданно вспомнив о «незаконности» такого договора. И таких примеров в арбитражной практике вплоть до 2010 года – уйма. Но с 2010 года правоприменительная практика изменилась, и во многом благодаря ВАС РФ, после того, как суд был на стороне экспедитора и обязал страховиков возместить средства, отданные экспедитором своим клиентам. Для этого суд нашел веские доводы: договор был заключен по утвержденным правилам самой страховой компании, и данная компания являлась профессиональным участником рынка страховых услуг. Страховая компания также считалась добросовестным контрагентом и осознавала, какими последствия будут после заключения данного договора.



Суд также признал договор страхования ответственности комплексным договором, который содержал признаки различных видов страхования имущества. Поэтому экспедитор должен десять раз подумать перед заключением договора о страховании своей ответственности, осознавая, что придется свою правоту доказывать в долгих судебных тяжбах со страховиками и тратить дополнительные средства на судебное разбирательство.

Нужно помнить, что обращать внимание стоит не на название самого договора, а на то, что в нем написано по сути. Например, страховая компания предлагает договор о страховании ответственности экспедитора, который составила по образцу договора страхования за причинение вреда. Значит, в этом случае страховое возмещение покроет убытки, которые понес экспедитор при причинении вреда другим лицам, с которыми экспедитор не заключал договорных отношений. Эта позиция подтверждена другими судьями (№5710/08 от 25.04.2008 определение ВАС РФ). Если говорить человеческим языком, то если, например, ящик с фруктами выпадет из грузовика, когда тот находится в движении, и если этот ящик разобьется или повредит имущество, которое находится на дороге, то страховое возмещение покроет только то поврежденное имущество на дороге, а не стоимость ящика с фруктами.

Единственный возможный вариант для экспедиторов – это страхование самого груза. Отличием от страхования профответственности является то, что в этом случае объектом страхования груза являются интересы страхователя, связанные с риском уничтожения, утраты, пропажи груза по причине форс-мажора и других сопутствующих мероприятий.

Экспедитор заключает договор страхования груза от имени клиента лишь в том случае, если это прямо указано в договоре с заказчиком транспортных услуг.



Необходимо помнить, что ответственность экспедитора, который оказывает услуги перевозки и ответственность экспедитора, который оказывает только услуги по перевозке – разные понятия. Детализация обязанностей между экспедитором и перевозчиком упростит применение правила об ограничении ответственности. Также, если экспедитор и перевозчик – это разные лица, то эта детализация поможет экспедитору переложить часть ответственности по договору с клиентом на перевозчика. Претензии перевозчику, правда, в данном случае обязан предъявлять не клиент, а экспедитор.

Согласно главе 25 Гражданского Кодекса РФ, экспедитор несет полную ответственность перед клиентом, в полном объеме и независимо от вины. Но, если экспедитор докажет, что его обязательства не выполнены из-за ненадлежащего исполнения договора перевозки, то в этом случае экспедитор несет ограниченную ответственность по правилам ответственности перевозчика.

Если груз был утрачен или испорчен, то экспедитор должен возместить заказчику реальный ущерб, если он не докажет, что возникшие проблемы произошли из-за обстоятельств, которые предотвратить и исключить экспедитор не мог. Груз же считается утраченным в том случае, если он не был договором транспортной экспедиции, а если договор бессрочный – в течение реального срока, который необходим для доставки груза.

Размер экспедиторской ответственности определяют на основании прописанной ценности в договоре, либо на документально подтвержденной стоимости груза или части груза. Клиент со своей стороны имеет право востребовать от экспедитора возмещение упущенной выгоды в том случае, если экспедитор напрямую виноват в несохранности груза (пункт 4, статья 7 Закона №87-ФЗ).

На практике экспедиторские фирмы нанимают третьи лица для выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции. В данном случае, согласно статье 805 Гражданского кодекса РФ, экспедитор, возложивший на третье лицо свои обязательства, не освобождается от ответственности перед клиентом за исполнение договора. Стоит отметить, что нужно уделять внимание выработке условий договора.



Для отправителей груза важно прописать в договоре следующие экспедиторские обязанности: заключение договора страхования груза; в случае потери или порчи груза возвратить грузоотправителю предоплаченное вознаграждение; нести ответственность в большем размере, нежели предусмотрено законодательством итд.

Экспедитор же должен четко описать предмет договора, перечень предоставляемых услуг со стороны экспедитора грузоотправителю, условия хранения груза, его специфику и меры предосторожности, применяемые при перевозке.

CargoLink.Ru

Автор: Станислав С

3 комментария
2 марта 2015, 06:05 0
Интересно… а я даже не знал, что у нас такие тонкости законодательства существуют
Генадий Викторович 2 марта 2015, 06:16 0
Пиво жаль((
Кирил Васильевич, ИП 2 марта 2015, 08:01 0
мда, то есть могут только так кинуть, я даже и не знал об этом

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Григорьева Ирина
    ООО Бриз

    Сначала регирстрации по сей день ни одной перевозки не могу найти где отписаться от рассылок

    Какую пользу я получу от Карголинк?
    0
    Юрий Филатов
    Физ. лицо

    Вроде как он как альтернатива газели был задуман, но ГАЗ уже на два корпуса по технологиям и сборке вперед ушел, пока УАЗ топчется на месте и пытается во все свои машины воткнуть технологии 80х, пора бы уже поумнеть. www.youtube.com/watch?v=1_SX2OAw26w&t=7s

    УАЗ представит гибридный грузовик УАЗ «Профи» в 2018 году
    0
    Юрий Филатов
    Физ. лицо

    На бензиновом транспорте, в наше время, грузоперевозками не выгодно заниматься, слишком дорого выходит, к тому же, у ПРОФИ расход оч высокий, 20 литров на 100 км — совсем не экономично, работать тупо на топливо придется. www.youtube.com/watch?v=dN_Yq6nVeBA

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Юрий Филатов
    Физ. лицо

    О защите от шакалов, которые любят поживиться халявным бензом, на заводе не подумали, слить бензин на ПРОФИ — минутное дело. А заодно и топливный насос прихватить можно, он как раз мин за 5 снимается без особых усилий. www.youtube.com/watch?v=qUbqzbkbagw

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Фыв Вппп
    Физ. лицо

    Проще затормозить о другую машину.

    Новый роликовый отбойник мягко и плавно возвращает автомобиль на дорогу
    0
Прямой эфир